Источник фото: ТГУ

Интервью: чего не хватало мамонтам?

21:21 / 18.02.19

Ученый ТГУ предложил свою гипотезу гибели древних гигантов

Когда-то Сибирь принадлежала динозаврам, мамонтам, бизонам, остатки которых сегодня находят на всей ее территории. Среди тех, кто ищет и изучает эти остатки — заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ Сергей Лещинский.

Почему все-таки вымерли мамонты, какие загадки таит сибирская земля, как определить возраст древнего млекопитающего и еще много интересного узнал портал Tomsk.ru, пообщавшись с Сергеем Владимировичем.

— Когда впервые появился интерес к данному вопросу?

— Интерес к истории Земли и человечества у меня возник, когда я еще был дошколенком — моя мама учитель истории, и в ее кабинете я впервые увидел бедро мамонта — это произвело на меня неизгладимое впечатление. Думаю, мне было тогда лет пять. Возможно, поэтому при поступлении в университет сначала я подал документы на исторический. А потом стою, читаю стенгазету ГГФ «Прометей» — замечательная, кстати, была газета — и подходит ко мне женщина. Как потом оказалось, это была заведующая музеем палеонтологии Татьяна Викторовна Захарова. Пригласила она меня посмотреть музей, где в тот момент работали студенты. В общем, пообщавшись с ними, я пошел и переложил документы с ИФ на ГГФ — за пять минут до окончания всей приемной кампании.

— Но вам все равно удалось получиться на историческом?

— Я там прослушал два курса — по расоведению и истории древнего общества, решив, что эти знания мне пригодятся. Кроме того, я изучил два курса по зоологии позвоночных на БПФ, курс по палеогеографии плейстоцена на географическом отделении ГГФ, который вел известный в этой области специалист Алексей Земцов, а также посещал занятия и сдал экзамен по анатомии человека в СибГМУ.

Но как такое было возможно?

— Это были 90-е годы прошлого века, когда в образовании начались различные эксперименты и подобные «индивидуальные траектории обучения» стали возможны. Поддержал тогда меня и помог разработать индивидуальный план мой научный руководитель, к сожалению, рано ушедший из жизни, Владимир Саев.

— Потом эти знания пригодились, наверняка?

— Все эти знания не были лишними, так как все взаимосвязано. Я сейчас занимаюсь и историей Земли, и геологией в чистом виде, и палеонтологией как историей жизни, и историей человека, в первую очередь, палеоэкологией — как человек связан был с животным миром, растительными сообществами, геологией, но именно в каменном веке, палеолите.

Кладбище диких животных

Впервые на Волчью гриву Сергей Лещинский попал после третьего курса в 1991 году. Для него это вообще были первые палеонтологические раскопки, поэтому большое количество остатков древних животных показалось чем-то само собой разумеющимся. Только недавно стало ясно, что урочище Волчья грива, расположенное в Новосибирской области, — крупнейшее в Азии местонахождение мамонтовой фауны, где кости и зубы захоронены на месте гибели животных, то есть они не перенесены реками и не отложились на их берегах.

— В чем уникальность урочища?

— Ценность переотложенных остатков многократно ниже, потому что контекст весь потерян, и почти невозможно сказать от чего погибли животные. А Волчья грива — уникальное место — животные погибали прямо там, и их очень много, колоссальное количество, которое, по-видимому, накапливалось на протяжении десяти тысяч лет. Там есть места, где на одном квадратном метре мы находили больше 100 фрагментов костей и зубов мамонтов. Раскопки на Волчьей гриве периодически велись с середины прошлого века, но с большими перерывами. После 1991 года тоже был почти 25-летний перерыв и только в 2015-м я, уже, будучи без пяти минут доктором наук, снова вернулся к «объекту» своей дипломной работы.

— Какие именно находки были зафиксированы там?

За четыре года новейших раскопок здесь уже нашли почти 2000 остатков млекопитающих, более 95 процентов которых принадлежит мамонтам. Среди интересных находок последнего сезона — часть позвоночника мамонта в анатомическом положении длиной более 1,2 метра. Редко, но встречаются кости лошадей, бизонов, волков. В 2016 году здесь впервые были обнаружены кости мелких хищников (песцов) возрастом почти 20 тысяч лет, а также грызунов, что открыло еще одну страничку в изучении местонахождения. А в прошлом году, опять же впервые, были найдены семена растений, это является большой редкостью для субаэральных (безводных) условий захоронения.

Увидеть Волчью гриву и умереть

— Чем же так привлекала Волчья грива мамонтов, что они собирались в этом месте буквально сотнями?

— Здесь располагался зверовой солонец — ландшафт с дефицитными минеральными элементами, за которыми и приходили древние животные. Это является еще одним подтверждением моей гипотезы, от чего могли вымереть мамонты. В мире преобладают две гипотезы: климатического изменения и истребления древним человеком. Я подверг их сомнению и выдвинул свою.

— В чем ее суть и отличие от остальных?

— Еще на раскопках в районе Шестаково Кемеровской области мы стали находить довольно большое количество костей мамонтов с патологиями — деформированные, с лишними отверстиями. И я начал этим сильно загружаться, так как меня давно уже интересовала проблема вымирания этих животных. Изучая остатки поздних мамонтов, которые были найдены в Западной Сибири, Якутии, на Урале, в Польше, на Британских островах и других территориях, я обратил внимание, что почти все эти популяции были подвержены деструкциям скелетной системы, таким как остеопороз, остеофиброз, остеомаляция (размягчение и искривление костей), заболевания суставов. В отдельных коллекциях доля остеопороза составляла почти 100 процентов. Это приводило к высокой травматичности животных и их гибели. Поэтому и выдвинул гипотезу минерального голодания мамонтов из-за экологической катастрофы, произошедшей вследствие тектонических процессов и увлажнения климата, что привело к коренному изменению геохимического состава почв, и, соответственно, состава растений, которыми питались животные. Это и послужило причиной вымирания. И на Волчью гриву мамонты приходили в попытке восполнить дефицит химических элементов.

Уникальные находки

— Где еще проводит работу ваш научный коллектив?

— У нас одна из немногих исследовательских групп, изучающих ископаемых позвоночных на огромной территории Сибири. Палеонтологи ТГУ помимо Волчьей гривы ведут раскопки в отложениях илекской свиты рядом с Ачинском на реке Чулым, которые содержат остатки динозавровой фауны. Нами открыты четыре местонахождения возле деревни Шестаково (включая два практически полных скелета нового вида пситтакозавров, которые находятся в палеонтологическом музее ТГУ) и более 15 «динозавровых» местонахождений на реке Кемчуг. В Центре культуры ТГУ в стеклянном «саркофаге» можно увидеть выдающуюся находку — крестец нового рода динозавров, который раньше не был известен миру. Назвали его Сибиротитан. Среди других уникальных находок, к которым томские палеонтологи «приложили руки» — позвонок мамонта с отверстием от копья, обнаруженный на местонахождении Луговское Ханты-Мансийского АО. Это первая в Азии и лучшая в мире кость мамонта со следами воздействия древнего человека.

— Чем помимо поиска остатков древних животных занимаются ученые в экспедициях?

— Например, исследуют геологические, геохимические процессы, которые происходили в прошлом. Сейчас, на мой взгляд, самое интересное и, наверное, перспективное — это заниматься экосистемами в целом. Нельзя изучать какую-то часть в отрыве от общего. Иначе ничего не поймешь. Изучая палеоэкосистемы, мы понимаем, как они развивались, выявляем закономерности для прогнозирования будущего.

— А что конкретно из будущего вы можете увидеть?

— Мы можем сказать, что произойдет, если климат станет более теплым, влажным или, наоборот, сухим. Как это может повлиять на животный и растительный мир, что крайне важно, потому что от этого зависит и народнохозяйственная деятельность, и наше существование.