Конец весны —  начало лета, согласно статистике автосалонов, является наиболее оживленным периодом продаж автомобилей. Спрос растет, выгодных предложений и акций становится меньше, но покупателей это не останавливает. Не останавливаются и автодилеры в своем стремлении получить максимальную выгоду и минимизировать свою ответственность, придумывая все новые и новые способы получения прибыли. Причем стремятся они получить выгоду не только в момент продажи автомобиля, но и создать задел для стабильных платежей на будущее.

Люди ленивы, а автомобиль сегодня —  не только средство передвижения: это те самые «ноги», которые «волка кормят». Этим и пользуется многочисленная автомобильная «мафия», этот фактор и позволяет хитроватым продавцам диктовать свои условия, устанавливать свои правила игры. Одной из таких уловок дилеров является «снятие с гарантии» (термин-то какой!) автомобиля, техобслуживание и ремонт которого осуществляется не в дилерском центре. А ведь разница в цене расходных материалов и работ, предлагаемых дилерскими центрами и простыми авторемонтниками, впечатляет. Автомобиль эконом-класса, обслуживаемый в салоне, «кушает» наравне с членами семьи, если не больше. Неужели, поменяв разочек масло не у дилера, не пройдя плановое ТО, владелец еще нового автомобиля не имеет право предъявить дилеру абсолютно ничего в случае поломки? Где справедливость? Давайте разбираться.

Законодательное регулирование

Никаких особенностей тут нет. Автомобиль такой же рядовой товар как телевизор, обувь или велосипед, а продаваемый товар должен быть качественным —  гласит Гражданский кодекс и здравый смысл. В подтверждение этого свойства товара изготовитель и устанавливает гарантийный срок: то есть изготовитель настолько уверен в качестве машины, что не только гарантирует ее исправную работу в течение обозначенного срока, но и готов устранить за свой счет возникшие неисправности. Безусловно, нельзя скидывать со счетов, то, что автомобиль товар сложный. Для исправной работы нужны расходные материалы, техобслуживание. Но, ведь и покупая одежду, мы не говорим, что продавец должен ее нам гладить каждый день, а если вдруг помялось, то «Некачественное, замените!»

Таким образом, если особого регулирования для отношений по купле-продаже автомобиля не установлено, то на них распространяется и многогранный  Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». Этот Закон содержит очень важную для нашей темы статью 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей», часть вторая которой прямо устанавливает запрет «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).»

Именно прямым нарушением этого положения Закона будут являться ряд популярных у дилеров «негарантийных» случаев. Отмечу, что такого понятия как «снятие с гарантии», в принципе, не существует. Гарантия либо установлена, либо нет. И тогда действует общий срок: два года для доказывания наличия производственного дефекта. 

«Негарантийные» случаи

Если с аварией все понятно — это поле деятельности страховщиков — то с остальными случаями ситуация может быть не столь очевидной. Поломку автомобиля может вызвать:

  • некачественное топливо, расходные материалы, запчасти

На такие расходные материалы как эксплуатационные жидкости, лампочки, свечи, фильтры и т.п. гарантия не распространяется, но их низкое качество вполне может стать причиной серьезной поломки. А как предугадать, что заправка на непроверенной АЗС может обернуться дорогостоящим ремонтом? К сожалению, такие «сюрпризы» не редкость, и, если эксперт подтвердил причинно-следственную связь, то обращаться к дилеру, конечно, смысла нет. Но можно попытаться взыскать убытки с виновной стороны —  АЗС или продавца некачественных материалов. Пишите письменную претензию, оформляйте экспертное заключение. Собирайте бумажки.

  • самостоятельное вмешательство в конструкцию, технологические узлы и элементы

А здесь уже интереснее. Установка акустической системы, сигнализации, предпускового обогревателя двигателя —  это не роскошь, а необходимость сегодня. Дилеры в один голос твердят: «Только у нас. Только фирменное». Но разве любая установка дополнительного оборудования оказывает влияние на все узлы автомобиля?  Как, например, установка музыки может стать причиной неправильного функционирования ходовой части автомобиля? Да даже если произошла поломка того узла автомобиля, вмешательство в который было осуществлено при установке дополнительного оборудования, это не лишает вас права обратиться к дилеру за гарантийным ремонтом. Бремя доказывания взаимосвязи будет на стороне, заявившей требования. Негарантийный случай? Сами виноваты? Докажите! А вот тут, если ввязываться в спор, большим плюсом для вас будет наличие следующих аргументов:

— сертификатов соответствия, свидетельств, подтверждающих высокое качество установленного дополнительного оборудования;

— договора с известным автосервисом с квалифицированным персоналом и незапятнанной репутацией;

—  наличие документов об образовании и квалификации индивидуального специалиста, непосредственно осуществившего установку оборудования.

В этом случае вероятность успешного для вас разрешения спора существенно возрастает. 

  • погрешности в проведении техобслуживания

Излюбленный аргумент всех автосалонов. Проверенный способ зарабатывания «легких» денег. А уж про качество этого ТО сколько историй рассказано. Лакомый кусочек —  за закрытыми рольставнями обслужить новый автомобиль после 15 тысяч пробега. Особенно любимы пенсионеры (советская привычка все делать «по правилам»). И автоледи, наверняка, в почете. Нарушение статьи 16 в действии. Здесь также работает все то, что было сказано ранее: гарантийный ремонт вам, в случае чего, осуществить обязаны. Если планируете ввязаться в спор, то позаботьтесь о том, чтобы масло вам меняли не в подворотне «у друга», а свечи были куплены не на авторазборе. Кроме того, не помешает и щепетильность в этом вопросе. Внимательно прочтите составленное изготовителем «Руководство по техническому обслуживанию автомобиля», соблюдайте сроки, ведите сервисную книжку, собирайте все документы и бумаги. 

Итак, подытожим:

Подводя итог, становиться ясно, что в решении вопроса «уходить или нет от дилера» поможет математика —  царица наук. И теория вероятности (что там на наших дорогах гарантийное ломается чаще всего?). На одной чаше весов —   установка всего, что хочется, в автосалоне плюс ТО по их расценкам, на другой —  стоимость оригинальных запчастей и расходников, стоимость работ в хорошем автосервисе плюс возможные нервы и навыки делового письма. Хотя оттачивание последних никогда не повредит. Побочный положительный эффект.

Юлия Легкобитова