Интересное

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Рынок труда: год в кризисе». По мнению ее участников, кризис изменил российский рынок труда, поставив работодателей в заведомо более выигрышную позицию в отношении набора нового персонала.

21:07 / 04.09.09
250
Мы в социальных сетях:

В период с 2000 до 2008 годы в России поток внешних денег очень разогрел рынок труда, отмечает директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко: «Так, например, зарплаты в период 2000-2006 гг. росли раза в два быстрее, чем производительность труда. Доля зарплат в ВВП достигает немыслимых величин. Средний показатель по зарплатоемкости ВВП в Евросоюзе равен 38%. В предкризисной России он составил около 40%, чуть-чуть опережая Германию. Как правило, в странах нашего уровня развития этот показатель в пару раз меньше». По мнению г-на Пятенко, российская рабочая была сила очень серьезно переоценена (по соотношению цена/качество), а кризис приблизил ситуацию к реальности.

Рынок труда в настоящий момент отражает текущую экономическую ситуацию в стране, считают участники конференции. По оценкам HR-директора инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Татьяны Рягиной, конъюнктура рынка труда радикально изменилась – теперь условия диктует работодатель: «В условиях, когда предложение на рынке труда растет, в том числе со стороны квалифицированных специалистов, а количество вакансий, в том числе в инвестиционном бизнесе, сократилось в несколько раз, компании получили возможность подбирать себе устраивающих их сотрудников. Сейчас достаточно неплохих профессионалов можно получать по более низким ценам, чем год назад». Г-жа Рягина также добавляет, что, несмотря на снижение уровня зарплат специалистов в среднем на 20-30%, высококвалифицированные кандидаты работу не ищут, а если и ищут, то находят довольно быстро и на интересующих их условиях. В отношении таких специалистов сложно сказать, что рынок на стороне работодателя, отмечает она.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, возможности устроиться на хорошую работу, конечно же, остались, только процесс этот стал более длительным и сложным, утверждает директор центра аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор» Наталья Данина: «Многие кандидаты, воспользовавшись финансовым кризисом, спешат повысить профессиональный уровень путем посещения тренингов, курсов, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда. Можно порекомендовать кандидатам в сложившейся ситуации рассматривать все возможные предложения. Те же соискатели, которые по каким-либо причинам не готовы снижаться в денежных ожиданиях, рискуют погрузиться в длительный поиск подходящих предложений. Кризис должен научить общество осознавать ценность работы независимо от вознаграждения за нее».

Среди наиболее востребованных на сегодняшний день специальностей в финансовом секторе по-прежнему востребованы специалисты по контролю, а также клиентские менеджеры и менеджеры по продажам, отмечает г-жа Рягина. По ее словам, спрос по-прежнему есть на специалистов IT сферы, но стоит отметить, что здесь довольно сильно упали заработные платы – много сотрудников вышло на рынок, и искать таких специалистов стало проще. При этом кризис практически не повлиял на спрос работодателей на технических специалистов. «Вплоть до конца 90-х и окончания первого кризиса технические специалисты были не нужны, а эти специальности непопулярны, говорит г-жа Данина. – Именно поэтому сейчас мы имеем серьезный разрыв между спросом и предложением на технических специалистов».

По мнению участников конференции, нехватка классифицированных технических специалистов связана с отсутствием системы получения среднего специального образования. «Высшее образование сегодня доступно практически всем, если не на бюджетной основе, то коммерческой. Родители отдают детей в ВУЗы, обучение в техникумах и училищах становится неким признаком необеспеченности. Кризис, как и введение системы ЕГЭ, несколько скорректируют ситуацию, и многие выпускники будут вынуждены идти учиться в средних специальных учебных заведениях. Но престиж рабочих специальностей остается невысок, и кардинально ситуация от таких действий вряд ли изменится», — считает г-жа Рягина.