Проблемы банковской тайны активно обсуждаются мировым сообществом. Перед либеральными европейцами встал вопрос: тайна банковских вкладов – это реализация одного из базовых прав человека или способ уклонения от уплаты налогов.
Что понимается под банковской тайной? Это «особый режим информации, которая становится известной кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от/ в кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней»*. В России объем информации, относящийся к банковской тайне, строго очерчен законом. Но в большинстве европейских государств дело обстоит иначе. Это и позволило Европарламенту в апреле 2009 года потребовать от стран ЕС отказаться от тайны банковских вкладов к 2014 году. Французский депутат-социалист Бенуа Амон заявил, что уклонение от налогов с использованием банков некоторых стран приводит к потерям 200 млрд евро в год. Это составляет 2% от общего ВВП Европейского союза.
Против банковской тайны выступает и Америка. Подтверждение этому можно увидеть в конфликте IRS (Internal Revenue Service – Государственная служба доходов) США с крупнейшим швейцарским банком UBS. Борьба началась еще в 2007 году, были заведены уголовные и гражданские дела. Министерство юстиции США требовало от банка раскрыть своих клиентов, уклонявшихся от уплаты налогов.
Этот пример можно считать весьма показательным, он наглядно демонстрирует ситуацию, сложившуюся в Европе с банковской тайной. UBS оказался между двух огней: с одной стороны, нарушение налогового законодательства США, с другой – нарушение швейцарских законов о защите банковской тайны. К тому же, второй вариант мог бы нанести удар по имиджу самой страны как финансового центра мира и по всей ее банковской системе. Люди перестали бы верить в безопасность счетов в Швейцарии, стали бы выводить свои активы. Это весьма негативно сказалось бы на экономике страны в целом. Налоги с доходов местных банков составляют значительную часть казны. Помимо UBS, богатые граждане других государств имеют счета в Credit Suisse, Julius Baer Holding Zürcher Kantonalbank, Union Bancaire Privée и других банках.
На данный момент история противостояния США и UBS закончилась тем, что 19 августа 2009 года, было заключено внесудебное соглашение. Согласно этому документу, банк должен предоставить налоговым органам США информацию о счетах 4450 своих клиентов, которых обвиняют в неуплате налогов. В таком случае прекращается дальнейшее судебное преследование UBS. Факт свидетельствует о том, что дилемма «борьба с неуплатой налогов – банковская тайна» решена в пользу первого варианта. Это не единственный прецедент, доказывающий данный вывод. В августе 2009 года между Великобританией и Лихтенштейном было подписано межправительственное соглашение об обмене финансовой информацией. Тогда были раскрыты около 5 тысяч не желавших платить налоги британцев – клиентов банков Лихтенштейна.
Создание «черных» и «серых» списков после апрельского саммита G20 также направлено на борьбу с налоговыми оазисами. Сейчас в Европе их почти не осталось. Только Швейцария, Люксембург и Австрия пока не меняют свои законы в сторону прозрачности, а лишь обещают тесное международное сотрудничество в финансовой сфере. Швейцария долгое время являлась налоговым раем. С 1934 года там действует закон, согласно которому банки обязаны соблюдать секретность банковских вкладов.Иначе им грозят штрафы, а их руководителям – тюремное заключение. Исключения составляют только два пункта – коррупция и отмывание денег. Но на прошлой неделе исполнительный директор Ассоциации швейцарских банков Урс Рос заявил: «Уклонение от налогов не может быть больше бизнес-моделью». То же самое имел в виду и президент швейцарской конфедерации Ханс-Рудольф Мерц: отделить понятие банковской тайны от сокрытия финансовых преступлений.
По информации газеты International Herald Tribune, эксперты банковской отрасли считают историю с UBS «концом банковской тайны», которая соблюдалась в Швейцарии практически со Средних веков. Видимо, последние оплоты банковской тайны скоро падут под напором требований прозрачности и борьбы с уклонением от налогов. А налоговые оазисы исчезнут из Европы.
*Определение А.С. Селивановского, кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского и предпринимательского права Государственного университета Высшая школа экономики.