Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.

Кинокомиксы — это современность кинематографа, успех, что все хотят повторить и жанр, который все хотят освоить. Однако Киновселенная DC — это настолько шаткая и хрупкая конструкция, что студийные боссы Warner Bros. решили подстраховаться и выпустить сольный фильм о главном враге Бэтмена — Джокере. Только брать с собой Бэтмена и других сверхлюдей в трико они отказались.

В итоге получилось очень сбитое, суровое и реалистичное кино о маленьком и сумасшедшем человеке, главным врагом которого становится беспощадное и не менее безумное в своей бесчеловечности общество. Но обо всем по порядку.

В центре картины — Артур Флек в исполнении бесподобного Хоакина Феникса, уже далеко не молодой человек с психическим отклонением — у него случаются приступы неконтролируемого плача, который до безумия похож на смех. Работает Артур клоуном. В его обязанности входит как развлечение больных детей в лечебницах, так и подработка с рекламными щитами на улицах Готэма, который как никогда сильно похож на Нью-Йорк. Вся работа Артура бессменно проходит в образе клоуна. Сам главный герой мечтает стать стендап-комиком, но пока что живет с не менее больной матерью, принимает выписанные докторами таблетки, нервничает, плохо себя чувствует и мечтает попасть на телевидение.

Казалось бы, ничего не предвещает беды и становления самого опасного преступника Готэма, до тех пор, пока Томас Уэйн, отец будущего Бэтмена, баллотирующийся на должность мэра, не называет горожан клоунами, на что, ожидаемо, поднимается народное восстание. В то же время опустошенный и разбитый Артур в образе клоуна убивает трех молодых мажоров в подземке города. Невольно превращаясь в символ разгорающегося движения «клоунов».

История рассказывает об одном не очень здоровом как психологически, так и физически человеке, который никогда в жизни не ставил во главу угла насилие и убийства. Все, чего он хотел — быть счастливым и дарить людям смех. Найти свою любовь и обрести полноценную семью. Однако под гнетом бесчеловечности общества, его сумасшествие переходит все границы, подталкивая к краю самой безумной бездны из всех.

Итак, конфликт очевиден — маленький и нездоровый человек против общества, которое его не замечает, презирает и пытается свести все существование Артура на нет своим чудовищным невежеством и игнорированием. Можно ли назвать такой сюжет свежим для мирового кинематографа? Нет, Скорсезе снял об этом своего хрестоматийного «Таксиста».

Можно ли назвать такой сюжет прорывом для кинокомиксов? Да и еще раз да. В этом и проблема определения «Джокера» как шедевра. Безусловно, он получил главный приз на Венецианском кинофестивале, да, Хоакин Феникс, вероятно, возьмет «Оскар» за главную мужскую роль, но шедевральность можно интерпретировать исключительно через призму кинокомикса, да и через привязку к ним как к таковым. Будь это рассказ про простого человека, который потерял все: начиная от рассудка, заканчивая верой в общество — это был бы второй «Таксист». Но это рассказ про Джокера, главного антагониста Бэтмена, и его рассказ получился крайне колоритным, хоть и несколько неканоничным.

Новый дискурс в понимании супергеройского кино, о котором мы говорили, например, в разборе сериала «Пацаны», диктует новые правила поведения по отношению к старым персонажам. Все должно быть глубже, с более сложной драматургией и психологией поведения. Зрители ранних фильмов Marvel и DC уже выросли, им нужно и необходимо видеть не просто картинку и шаблонные сценарные ходы в угоду фансервиса, но и историю, полноценную и работающую на многих уровнях. И «Джокер» ее дает.

Фильм отлично играет с уже культовым образом злодея, привнося в его сумасшествие и злодеяния некую оправданность и реалистичную усложненность. Он отлично проецирует и объясняет реальные психические заболевания и расстройства, показывает человеческую натуру с ее самых неприглядных сторон, ведь в фильме даже Томас Уэйн — это не светлый и чистый бизнесмен, а человек с корыстными мыслями и отрывом от реалий жизни в своем городе. «Джокер» — это попытка приблизить комикс к реальности на самую короткую дистанцию, и что практически у него получается.

Разумеется, не получится избежать сравнений с другим гениальным перформансом Джокера от Хита Леджера. Но это два совершенно разных образа: гениальный король преступного мира, чье безумие хаотично и агрессивно и больной разбитый человек, который нашел себя в хаосе и разрушении, сам того не желая.

Смотреть ли «Джокера» всем? Да, решительно да. Иронично, но как раз потому, что это кинокомикс. Вопреки высказываниям нашего министра культуры, даже комиксы — это искусство. И как любое искусство, они развиваются и становятся сложнее, переходя грань очевидного поп-культурного феномена, занимая место на истории как культуры, так и кинематографа в частности. Так что как минимум уделить свое внимание этому фильму точно стоит.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях

Автор: Вячеслав Серов