Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru, Дмитрий Боков
Авторские материалы

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

08:54 / 19.11.19
3970
Мы в социальных сетях:

Томск скрывает в себе очень много талантов и мастеров, о которых кто-то из нас может не догадываться, а кто-то всегда остается на слуху. Но про всех этих людей можно сказать только одно — они настоящие профессионалы своего дела.

Анна Игнатенко — владелица ювелирной мастерской taigaДевушка окончила факультет дизайна ТГУ и сразу же после выпуска напросилась учеником к ювелиру. Очень долгое время ее не хотели брать: мол, не женское это дело. С тех пор прошло уже много лет, а бизнес Анны продолжает процветать.

Мы пообщались с ювелиром и выяснили, что стоит за успешным бизнесом, что обычно приносят люди на переплавку и каково жить на два города.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

ТЕРПЕНИЕ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

Не было такого дня, чтобы я проснулась и поняла, что хочу делать украшения. Просто у моей одногруппницы папа работал ювелиром. Вот так все прозаично. Я всегда любила делать что-то руками, и мне давно хотелось поработать с металлом. Потому что с моим образованием графического дизайнера визитки мне верстать не хотелось. Я просто достала папу моей одногруппницы, чтобы он взял меня в свою мастерскую.

В ювелирку как ученик я пришла в 2011 или 2012 году. Мое обучение заключалось в следующем: вот верстак, вот тебе горелка, ей надо пользоваться так, вот тебе лобзик — им нужно так. В ювелирном обучении чем больше практики, тем лучше. Сначала ты нарабатываешь навык на каких-то элементарных заказах, потом все сложнее и сложнее.

Но необходимо много терпения. Любой новый навык требует отработки. И, естественно, тебя ждут неудачи. Главное, при очередном порезе, ожоге, просто ошибке — не опускать руки и работать дальше.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

В ОДИН ДЕНЬ ВСЕ ПОМЕНЯЛОСЬ

Сама я начала работать, как только у меня стало что-то получаться. Друзья начали обращаться, мы вместе с ними обсуждали то, как это будет выглядеть. Если это нравилось мне и им, то мы делали какие-то эксперименты. Когда ко мне приходили первые заказчики с идеями, с картинками из интернета, то я всегда говорила «да, мы это сделаем». Потом сидела и думала, а как это вообще делать. До каких-то вещей приходилось додумываться самостоятельно, потому что там были непривычные для обычной ювелирки техники, и даже некоторые из моих коллег не понимали, как это делать.

Самый же сложный период наступил тогда, когда у меня было слишком много своих заказов, а я все еще работала в другой мастерской. Ты пытаешься успеть и там, и там, а в итоге ты в таком стрессе живешь года полтора, у тебя даже начинаются проблемы со здоровьем. Да и в принципе настроение было где-то внизу. Пока я не осознала, что пришел момент, либо убирать заказчиков и оставлять десять заказов в месяц, либо как-то расти и что-то для этого делать.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

КОГДА ПРИШЛО ВРЕМЯ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ

В итоге я переехала в собственную мастерскую, тогда у меня уже были какие-то инструменты и начальный капитал — примерно 150 тысяч рублей. Для минимальных затрат: небольшой ремонт, доделать стол. А потом это все в процессе докупалось и докупалось. Ты понимаешь, что заработал в месяц столько-то и, грубо говоря, тысяч 30 рублей ты еще можешь потратить на оборудование. До сих пор мы каждый месяц либо что-то докупаем, либо покупаем расходники. При этом я не влезала в кредиты, первоначальный капитал был накоплен мною с практикантской зарплаты. Тогда я получала по 100 рублей в день.

В первую очередь появилось все, что стоит за маленькими столами: горелка, бор-машинка и ручной инструмент — элементарный набор. Потом вальцы и фильеры. Затем ультразвуковая мойка и растяжка для колец.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

Искать же материалы было легко и просто. Я пришла из ювелирки в ювелирку, тут не было сложностей. Мне очень помогает мой бывший директор, мы с ним в хороших отношениях. У него всегда можно что-то спросить или узнать. Иногда материалы приносят сами заказчики, где-то что-то завалялось на полке, человек не носит — давайте переплавим. Частично же закупаем металлы у красноярского завода цветных металлов, если они нам необходимы.

Люди же стандартно приносят зубы, кресты, рваные цепочки, советские украшения или какие-то ювелирные изделия, которые родители дарили своим дочкам, а они такое и носить-то никогда не будут.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

Сама работа начинается всегда с эскизов, с каких-то идей. С понимания того, что мы делаем, зачем мы это делаем и куда мы хотим с этим идти. Как только мы определились с идеей и темой, то мы начинаем разработку. Возможно, это будут какие-то заметки в виде слов на бумаге: что мы вообще делаем. Потом это какие-то образы: сбор референсов, чтобы не делать то же самое или наоборот для вдохновения. Но не сделать то же самое, а что-то новое. А потом уже начинаются пробы пера в металле, отливка в мастер-модели.

Мы смотрим, получилось ли то, что мы хотели или же это нужно переделывать. Потом смотрим «носибельно» ли это, частично можно протестировать на себе, походить в этом, посмотреть удобно ли. Особенно если это какая-то экспериментальная штука. Если все устраивает, то можно фотографировать, показывать людям и пробовать запускать в производство и возить на маркеты.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

taiga И СЛОЖНОСТИ  РАСШИРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Наш вид из окна — Академгородок. Так что «Тайга» в названии появилась, буквально глядя в окно. Позже мы приработались, и уже многие знают нас именно как «taiga», так что нет никакого смысла менять название, чтобы затруднять людям поиск.

Мы часто вдохновляемся какими-то природными мотивами и периодически экспериментируем с фактурами, то есть делаем необычные поверхности, чтобы расширить предложение тех же обручальных колец, которые во многих магазинах представлены в очень классических и скучных вариантах. Многие хотят что-то поинтереснее, чтобы глаз радовало. Мы делаем в первую очередь то, что нам нравится.

Как и любой бизнесмен, у которого нет опыта, я со скрипом воспринимала любое делегирование. Ну кто же сделает лучше меня? Потом уже, когда не было ни времени, ни здоровья, просто прогуляться некогда было, я делегировала частичное ведение социальных сетей. Потом у меня появились помощники, следом я осознала, что неплохо было бы завести и учеников.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

Вообще, масштабирование бизнеса началось с того, что хотелось сделать немного удобнее для томичей, чтобы они не просто ездили в Академ за украшениями, но могли и в центре города что-то себе купить. И при этом чтобы график работы был удобнее, чем у нас, и чтобы по воскресеньям. Потом просто какие-то ребята начали писать и предлагать сотрудничество.

Самым трудным для меня оказались бумажки. Конечно, мы же художники их не любим. Сейчас мы еще начали работать с Битриксом, что помогает нам систематизировать выросшие базы данных. Но для меня это самое сложное, потому что я всегда хотела что-то рисовать и делать руками, а приходится копаться в бумагах, осваивать вещи, которые мне не очень нравятся. Поэтому я начала читать литературу, что-то смотреть, разговаривать с людьми и потихоньку все пошло.

Я не бизнесмен, я — человек, который просто занимается любимым делом

ТОМСК И МОСКВА — ЖИЗНЬ НА ДВА ГОРОДА

Я живу и там, и там. Полмесяца в столице, а полмесяца в Томске. В Москве я работаю над какими-то бумажками, доделываю таблицы. Всегда есть чем заняться. Можно даже сесть порисовать, придумать новые изделия, а можно заняться аналитикой. Здесь я приезжаю и провожу встречи с томскими заказчиками, занимаюсь учетом уже готовых золотых заказов. Такая, обычная текучка и повседневность.

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

Нам всегда было интересно съездить на маркеты. Это такие большие ярмарки. Они бывают разные, под разные аудитории. Нам больше всего нравится участвовать в Москве в Ламбада-маркет, потому что там всегда стопроцентно наша аудитория. Есть маркеты, куда берут просто всех рукодельников, а есть куда есть определенный отбор и там есть определенная стилистика.

Но оставлять мастерскую поначалу, честно говоря, было страшно. Я искала себе помощников, которые обладают определенным чувством ответственности и пониманием ситуации. То есть я знаю, что они тут не забухают, не разнесут мне половину мастерской и никого не пошлют подальше, пока меня нет.

В столице же наши украшения покупают чаще, но по причине того, что у людей немного другой заработок. Поэтому многие наши изделия, которые кажутся дорогими томичам, в Москве уходят на ура. Москвичи вообще как-то охотнее с деньгами расстаются.

taiga В ЦИФРАХ

Наше. Томское: Анна Игнатенко и ее ювелирная мастерская

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях