Дисклеймер: то, что вы прочтете далее — мнение автора, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.

Европейский кинематограф — это всегда событие. Пресытившись голливудскими и даже российскими постановками, мы порою не особо задумываемся о том, что где-то существует совершенно иной киноязык и методы драматургии. Прекрасными примерами можно назвать такие популярные в России фильмы как французский «1+1» или итальянский «Идеальные незнакомцы». Они необычные, своеобразные и безумно душевные, подкупающие своим очарованием и чувством юмора. На такое кино смотреть интересно и любопытно. Таким оказался и «Comic Sans» хорватского режиссера Невио Марасовича, который показали вчера в рамках Фестиваля кино стран Европейского союза в Томске. Но обо всем по порядку.

В центре истории Алан, дизайнер, алкоголик и наркоман с переменным успехом. Как водится, ловелас, но в душе верен только одной — Марине, которая и разбивает ему сердце, отправляя в чудовищное путешествие саморазрушения и негативных страстей. В ходе него он оказывается в островном городке Вис вместе со своим отцом, чтобы устроить похороны своей бабушки. Там ему придется познать себя, наладить отношения с отцом и стать лучше, чем он был.

Основной посыл фильма, несмотря на все его декадентство и попытки продемонстрировать «грязную» реальность, сводится к теме отцов и детей. Конфликт папы и сына не намечен так сильно, как хотелось бы, но неприязнь Алана к Бруно ощущается сполна. Впрочем, его отец-художник живет своей размеренной, слегка шальной и дауншифтерской жизнью, не вникая в прогресс, уют и прочие блага современного общества. Но он счастлив, он нашел свое спокойствие и не переживает по пустякам. Алан — его полная противоположность. Не может жить без гаджетов, урбанист и графический дизайнер, но жизнь ломает каждого одинаково.

Вопреки ожиданиям и стереотипам, эта хорватская картина не является откровенным артхаусом и фильмом с претензией на глубочайший смысл. Но не является оно и крупным полотном, переполненным эпических диалогов и размашистых пейзажей. Это очень локальная и, как оказалось, автобиографичная история режиссера, который таким образом решил устроить себе своеобразную терапию, создав фильм, гиперболизировав собственную историю разрыва.

В этом фильме нет хеппи-энда, а путь героя не являет собой путь полноценного искупления, которое сделает из него другого человека. Нет, история более приземленная и реалистичная. Все останется так, как раньше, несмотря на то, что герой получил определенные уроки и восстановил отношения с отцом.

Несмотря на заявления авторов фильма о том, что жанр «Comic Sans» комедия, смеяться придется редко. Кое-где проблемы очевидны проблемы с диалогами, где-то с отыгрышем актеров, но в целом общая картина заставляет задуматься и испытать некоторый дискомфорт при просмотре. Возможно, это просто культурный барьер и такое общение для хорватов — это норма и пик реализма, но узнать этого наверняка точно не получится.

Однако нельзя сказать, что «Comic Sans» — это плохой фильм. Нет, это фильм, которого вы наверняка никогда не видели и не понимаете, что от него ждать. Это просто фильм другой культуры, которую мы можем лишь попробовать принять.

И у вас все еще есть возможность познакомиться с подобными картинами, ведь Фестиваль кино стран Евросоюза в Томске проходит до 4 декабря. Более того, у вас есть прекрасная возможность лично пообщаться с авторами этих фильмов. Подробнее об этом можно почитать в нашем материале.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях

Автор: Вячеслав Серов