Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Деконструкция успеха, театра и сломы четвертой стены: почему стоит пойти на «Портрет» от Томского ТЮЗа

16:04 / 31.10.20
6004

Новый спектакль от ТЮЗа показывает то, что Дмитрий Гомзяков продолжает удивлять и делать что-то новое.

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.

Наконец-то состоялась оффлайн-премьера нового спектакля Томского ТЮЗа, постановкой которого занимался режиссер Дмитрий Гомзяков. Событие, которое должно было случиться еще весной, произошло почти в конце осени, но на этот коронавирус не смог разрушить планы театра.

Как за один раз развенчать всевозможные мифы и стереотипы о такой категории, как успех и все то, что сопутствует ему в нашем современном мире? Вероятнее всего, никак, но Дмитрий Гомзяков в свой новой постановке «Портрет» попытался приблизиться к дестигматизации успеха как единственно правильного и верного пути человека. Но обо всем по порядку.

Когда стало известно, что за основу новой работы Гомзякова был взят гоголевский «Портрет», то ожидать можно было чего угодно и все равно в итоге не угадать. Не опираться при просмотре «Портрета» на прошлогоднюю «Чайку» режиссера было невозможно, и если тогда его стремление к созданию новых форм и стильному декадентству можно было рассчитать за желание самореализоваться и создать в Томске что-то по-настоящему новое, но плотно стоящее на своих литературных корнях, то в случае с «Портретом» рамки стали немного размываться.

Да, на сцене мы все еще видим главного героя — Чарткова, но за всю пьесу он не произносит ни слова и лишь остается центральным смыслом и символом для демонстрации главной идеи режиссера — успех — это не самоцель, а лишь путь к тотальному саморазрушению, без любви, надежды или смысла. В целом, спектакль — это лишь несколько несвязных драматургически, разных по характеру, но работающих на основной смысл постановки сцен. Тут вам и убивающие друг друга коучи по успешности, чьи речи становятся бесконечными и однообразными, кто бы что ни говорил, тут вам и инфернальное искажение чувств и эмоций в виде танцоров, можно даже найти группу буквально продающих себя людей, чьи крики действительно могут напугать и вызвать отчетливый дискомфорт при просмотре. 

Говоря о «Портрете» Гомзякова, я не могу применить к нему какие-то стандартные и классические формулы оценки. Сам спектакль сложно назвать спектаклем, больше это похоже на сменяющие друг друга зарисовки, объединенные общим смыслом, который доносится в той степени, когда зрителю необходимо дополнять его собственными смыслами, применять свой личный опыт, прогонять через себя и пугаться чертовой разноголосицы продающих себя людей. Честно, одна из самых ярких частей постановки.

О какой критике вообще может идти речь, если прямо во время спектакля уже происходит его критика? Все, что только может рецензент высказать по поводу постановки — было проговорено в ней. Да, Гоголю это могло бы и не понравиться, но откуда вам знать? Подобный разрыв четвертой стены действительно заставляет думать, что весь спектакль — это просто надувательство и что-то, что не стоит своего времени, но все меняется, как только донесется нужный крик. Это моментально возвращает зрителя в созданную режиссером иллюзию, заставляя оценивать авторский замысел с еще большим уважением.

Да и в целом, авторское видение Дмитрия начинает прослеживаться все более четко. Использование видеокамер, как дополнительный фокусирующий элемент, прорыв четвертой стены, отсылки на современность в текстах классической литературы, связывание с актуальностью сегодняшнего дня и пугающие на каком-то невероятном уровне художественные элементы — все это тут есть, и работает оно как часы.

Получилось ли у Гомзякова повторить фурор «Чайки»? Наверное, нет. Получилось ли создать что-то новое, оригинальное и стоящее вашего внимания? Безусловно, да. «Портрет» — это одна из лучших и современных вещей, что только происходила с томской театральной сценой, поэтому пропускать такое качественное и смысловое развитие явно не стоит. Впрочем, рекомендовать всем «Портрет» явно не нужно, но если вы, как и авторы спектакля, рветесь к чему-то новому, свежему, к тому зрительскому опыту, который раньше театр вам дать не мог, то пропускать «Портрет» — это преступление. Если вы не успели купить билеты на 6 и 7 мая, то поторопитесь, оно того стоит.

Отдельного упоминания стоят декорации, техническая сторона постановки — это нечто по-настоящему удивительное и потрясающее. Это те самые мелочи, которые не позволят вам вырваться из того, что вы видите. Если хотите видеть, конечно.