Источник фото: Tomsk.ru
Актуальное

Томские ученые научились прогнозировать метастазы рака

18:58 / 29.04.20

Специалисты Томского НИИ онкологии разрабатывают метод,который позволит предсказывать эффективность терапии и прогнозировать течениеболезни в зависимости от внутреннего строения злокачественного образования,сообщает издание «Наука в Сибири».

Как поясняет завлабораторией биологииопухолевой прогрессии НИИ онкологии Томского НИМЦ Евгений Денисов,раковая опухоль неоднородна. Однако методы лечения — химиотерапия, таргетнаятерапия — как раз принимают ее за однородную.

«В результате одни злокачественные клетки будутуничтожены, а другие за счет высвобождения пространства станут активнее расти,делиться и займут свободную нишу», — поясняет ученый.

Неоднородность раковых опухолей(гетерогенность) напрямую связана с распространением злокачественных клеток покровеносным сосудам в другие ткани. Этот процесс называют «гематогеннымметастазированием».

В таком случае часто поражаются жизненно важныеорганы, и на поздних этапах рак становится трудноизлечим. Чащевсего больные умирают как раз из-за метастазов.

Если понять, что именно в строении раковойопухоли приводит к неблагоприятному исходу, можно предсказывать, насколькоэффективны будут препараты и каким будет прогноз для конкретного пациента.

Томские ученые исследовали генетическиемеханизмы объединения клеток рака молочной железы в те или иные структуры.Они обнаружили четыре белка — генетических маркера того, что в опухоли будутобразовываться подвижные клетки и происходить метастазирование.

Полученные результаты подтвердили на 150пациентах с раком молочной железы, у которых была длительная история болезни.

«Сейчас в коммерческихтестах для предсказания вероятности метастазирования рака в основномиспользуются мультигенные панели, которые содержат 20, 30, 70 и больше генов.Чем больше маркеров надо проверить, тем это затратнее, поэтому стоимость такиханализов начинается от 200 тысяч рублей на пациента. Анализ же на наши маркерыочень простой, это рутина — подобные исследования, только на другие белки,проводят в онкологической клинике ежедневно», — отмечает Евгений Денисов.

Чтобы использоватьмаркеры в клинической практике, нужно будет провести еще одно исследование,которое должно подтвердить полученные данные. По словам ученого, обнаруженныебелки могут быть в том числе и мишенями для остановки процесса метастазирования.

Ранее мы рассказывали,что вуз Томска начал поставлять радиоактивное лекарство от рака в больницыСибири.