Эксперты отмечают, что в условиях растущей нефти увеличение цен на бензин сдерживается, прежде всего, за счет активности государства. «Всё-таки ФАС не топчется на одном месте. Недавно ФАС объявила о возможности внесения предложения выделять бизнес АЗС из структуры нефтяных компаний в наказание за высокие цены. Пока это только возможность, но последствия могут быть далеко идущими», — напомнил аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Еремин. Правда, по мнению его коллег, эти последствия будут носить, скорее, негативный для экономики и потребителей характер.
«Законодательное отделение от ВИНК сетей АЗС нельзя признать целесообразной мерой. К снижению цен на нефтепродукты для конечных потребителей это вряд ли приведет, а рост количества «бодяги» в рознице будет гарантирован. Кроме того, мы не исключаем роста издержек, связанных с розничной реализацией топлива в целом по стране и повышением доли налогов в цене литра горючего», — заявил главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ «Кортес» Михаил Турукалов.
Его поддерживает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков: «Я думаю, что отделять бизнес АЗС от бизнеса нефтяных компаний нецелесообразно, потому что АЗС все равно будут покупать нефтепродукты у НПЗ ВИНК. А крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов в России нет. Отделение розницы от нефтепереработки может привести и к обратному эффекту – повышению стоимости нефтепродуктов в связи с разрывом производственно-сбытовой цепочки и увеличением транзакционных издержек. Также это чревато снижением качества топлива».
Кроме того, не стоит забывать, что один из основных виновников дорогого бензина в России – государство. «В себестоимость российской нефти напрямую входит налог на добычу полезных ископаемых, причем составляет в ней от 40% до 50%. А этот налог каждый месяц меняется вслед за изменением цен на нефть на мировом рынке. Это обеспечивает автоматический рост цен на бензин внутри России, если растет цена на нефть. Таким образом, без всякого участия нефтяных компаний, мы платим налог на рост цен на нефть в США. Правда, если цены на нефть на мировом рынке падают, то тут уж нас стригут компании», — рассказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Впрочем, он признает, что на российском рынке большую роль играет фактор монополизма: «Россия разделена на несколько локальных рынков, главным образом, расстояниями и отсутствием инфраструктуры. Компаний меньше чем рынков, и вместо конкуренции у нас развиты локальные монополии. ФАС пытается с ними бороться с помощью штрафов. Помогает, но мало. Прибыль от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке России в среднем на 30% выше прибыли от экспорта нефти».
Г-н Крюков отмечает, что до последнего времени основная проблема была не в рознице, а в опте: «Оптовые цены опережали розницу. В результате маржа в рознице опускалась ниже 10%. Сейчас ситуация в рознице немного стабилизировалась за счет более сильного падения оптовых цен на нефтепродукты». Он также озвучил свой прогноз по ценам не бензин: «В последнее время цены несколько пошли вниз, и в целом, думаю, до конца года стоит ожидать некой стабилизации цен или небольшого снижения. Это уже будет зависеть от реакции оптовых цен на недавний рост цен на нефть. Главное, чтобы снова не получилось разнонаправленной динамики опта и розницы».