Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Экзистенциальный хоррор по Сартру: как прошла читка пьесы «За закрытыми дверями»?

13:04 / 28.06.21
4308

Поговорили о новой читке от Томской драмы

Мы в социальных сетях:

Страх, ужас и боль. Примерно такими словами можно в целом описать творчество Жана-Поля Сартра. Описать и забыть — не надо оно вам. А вот постановки по этому философу и писателю — дело совершенно иное и даже иной раз полезное. Именно на такой шокирующий не в меру впечатлительного зрителя эксперимент пошли в Томской драме, выбрав для своего нового эскиза пьесу «За закрытыми дверями». Получилось ли у режиссера Артема Киселева создать локальный ад и вывернуть наизнанку своих персонажей? Обо всем по порядку.

По сюжету пьесы в некое помещение без окон, с одной-единственной дверью, поселяют трех главных героев, которые никак не были связаны, видят они друг друга впервые, и вообще — градус непонимания в первые минуты растет в геометрической прогрессии. Но достаточно быстро до них доходит, что они оказались в Аду, они вспомнили, что они мертвы, и что перспектива провести в компании малоприятных друг другу людей замахивается на срок длиною в вечность. И такой завязки более, чем достаточно. Границы очерчены, законы существования ясны. Ну а дальше начинается классический сартровский деконструкт личности, сдобренный суровым и крайне глубоким психологизмом персонажей.

Сартр — это всегда про экзистенциализм. Всегда про онтологический страх, где самое коварное и ужасное всегда сокрыто внутри человека, где ни одна физическая расправа не способна внушить такой ужас, как боль и терзания изнутри. Именно такие персонажи и представлены перед зрителем. Трус и дезертир Гарсэн, лживая и жестокая Эстель, ну и гневливая и властная Инэс. У каждого из них за душой страшный и безусловный грех, кто-то всю жизнь психологически истязал свою жену, кто-то утопил новорожденного ребенка, а кто-то стал виновником смерти собственного брата. Все они — чудовища и находятся в Аду за дело, но интересным становится не это. Каждый из них ожидает каких-то бесконечных пыток в котлах и на кольях, но у них есть только они — и теперь каждый становится палачом для другого.

Передать подобный кошмарный и бесконечный абьюз в рамках одной сцены — это не самая простая задача. Однако актеры Антон Антонов, Татьяна Темная и Аделина Бухвалова буквально оживляют текст Сартра, максимально демонизируя собственные образы. Они подвижны, опасны, желчны и абьюзивны. Все они запутались, кто-то злится и ненавидит, кто-то пресмыкается перед другим, кто-то пытается получить власть. И все это происходит в отличной синергии выбранного режиссером трио. Перерыва нет, лишь поток болезненных сознаний, которые пытаются пересобрать себя, выпуская из рук самое важное.

Отдельным элементом становится сетка, отделяющая Ад от зрительного зала, создавая дополнительную прослойку между действием и четвертой стеной, где, как водится, обитает зритель. На этой сетке авторы с помощью проектора транслируют реальную земную жизнь, которую сквозь кромку пытаются разглядеть главные герои. При этом в зарисовках также приняли участие актеры Томской драмы, снявшись в небольших, но, безусловно, важных для антуража и атмосферы сценах. В целом, аудио-визуальное оформление спектакля собрано таким образом, что буквально с первых секунд зритель начинает чувствовать себя крайне неуютно, напуганным и растерянным.

Хэппи-энда, разумеется, никакого в постановке нет, все в лучших традициях Сартра — обреченно и разочаровывающе. По итогу получается невероятно тревожный, цепляющий и по-настоящему пугающий экзистенциальный хоррор. Все элементы находятся на своих местах: от актерской игры, передающей весь бытийный ужас, до общего впечатления от перформанса. Зрителю будет неуютно, печально и страшно. А еще будет обидно, если Театр драмы не задумается о том, чтобы сделать из «За закрытыми дверями» полноценный спектакль. Но это уже немного другая история.