В 2021 году Томский театр драмы отметил свое 170-летие, в честь которого были проведены большие гастроли по Томской области. Стоит сказать, что далеко не первые. Еще в прошлом веке театр начал ездить по районам, показывая отдаленным от Томска городам и селам различные спектакли и постановки. И несмотря на то, что национальный проект «Культура» открывает все новые кинозалы в регионе, любовь к театру у зрителей не думает проходить.
Кроме того, в 2021 году Театру драмы удалось попасть не только в районы Томской области, но и уехать в город Каменск-Уральский в рамках программы «Большие гастроли», что тоже происходило уже не один раз. Разобраться во всех путешествиях Драмы, сложных организационных вопросах и о том, как же выбираются спектакли для гастролей, нам помогла заместитель директора по основной деятельности «Театра драмы» Валентина Волынко.
КАК ВЫБИРАЮТСЯ СПЕКТАКЛИ?
В первую очередь отбор проходит по техническим характеристикам сценической площадки. Здесь все зависит и от размера сцены, и от наличия штанкетного хозяйства, и свето-звукового оборудования. Также зависит от аудитории: будут это дети или взрослые, а также от места, куда театр едет: в крупные города или сельские дома культуры.
Также важную роль играет и мобильность самого спектакля. Некоторые могут быть сделаны настолько привязанными к сцене Театра драмы, что вообще перестают быть мобильными. Просто потому, что вывезти декорации невозможно. Реквизит, декорации и костюмы — все это также едет с театром. Но для этого заказывается отдельная машина, а гастрольной группе остается только контролировать ее маршрут.
«Районные сцены нам выбирать не приходится, мы принимаем их такими, какие они есть. И уже под них мы подстраиваем спектакли. Заведующий нашей постановочной частью созванивается, узнает все параметры сцены, узнает ее особенности и формирует примерный перечень спектаклей, с которыми мы можем выехать. Также все решается и по гастрольной группе, по актерам, по обслуживающему персоналу: свет, звук. И если все складывается идеально, то спектакль без проблем выезжает», — рассказывает Валентина Волынко.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ ГАСТРОЛИ?
Подобные гастроли, по словам Волынко, несут культурно-просветительскую миссию, ведь театр воспитывает художественный и эстетический вкус, развивает восприятие высоких ценностей искусства.
«Мы получаем от зрителей только положительные эмоции, для этого у нас есть специальная книга отзывов, которую мы берем с собой в гастроли. Также мы привлекаем жителей близлежащих районов. Иногда получаем коллективные заявки на спектакль, причем не только на репертуар, но и на премьерные постановки», — рассказывает Валентина.
Особенного внимания достойны «Большие гастроли», ведь от них пользу получают уже как минимум два города. Зрители — знакомятся с новыми артистами и направлениями, а актеры получают новый опыт и шанс проверить материал.
«Для жителей населенных пунктов, которые обмениваются театральными коллективами, это возможность познакомиться с творчеством нового театра. Для самой гастрольной группы — это опыт и общение, возможность увидеть нового зрителя и получить обратную связь от совершенно незнакомой аудитории. Ну и, конечно же, гастроли — это проверка репертуара на другом зрителе, своеобразный экзамен, который показывает, насколько эффективно коллектив может работать в стрессовых условиях», — отмечает Волынко.
По ее словам, актеров Томской драмы всегда принимают прекрасно. Сами же гастроли очень полезно сказываются на гармоничном развитии любого театра, ведь неправильно, когда коллектив долго варится в собственном соку и сидит на месте. Поэтому гастроли помогают обмениваться опытом, играть для нового зрителя, что дает потенциал для творческого роста, как театру, так и актерам.
ВРЕМЯ ИДЕТ — ОПЫТ МЕНЯЕТСЯ
Разумеется, в подобных гастролях никогда не обходится без смешных, забавных или же ставящих в тупик моментов, которые также способны привнести огромное разнообразие в обычную театральную жизнь.
«В 60-80-е годы актеры выезжали в область месяца на два, на июль и август. Ходили на барже, гастролировали далеко на север и доплывали даже до Тюмени. Было очень много интересных и трудных моментов в лице болот, гнуса, комаров. Также нужно было моментально и на месте решать вопросы с оборудованием и сценой. Это сейчас у нас есть мобильная связь и интернет, а раньше опыт был максимально уникальным. Причем для всех цехов: от монтировочного до реквизитского и бутафорского», — говорит заместитель директора.
Если же говорить про последний год гастролей, то больше всего актерам запомнилось выступление в городе Кедровый. И далеко не самим спектаклем. Дело в том, что в сам город гастрольная группа добиралась на вертолете, что само по себе было максимально незабываемо.