Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
История одной профессии

«У всего, оказывается, есть своя аудитория»: Евгений Жуков о том, как делать кино в Сибири. История одной профессии

21:03 / 18.01.22
5709

Перед вами новый выпуск «Истории одной профессии»

Мы в социальных сетях:

В конце 2021 года томское продюсерское объединение CAST Production поделилось первым трейлером своего веб-сериала «Соцсети». В нем авторы решили поговорить о том, каким образом современные технологии влияют на жизнь людей. Все серии были сняты в Томске, а главными их звездами выступили известные российские актеры Любовь Аксенова, Кирилл Кяро и Сергей Походаев.

Сам CAST был основан тремя людьми — Евгением Жуковым, Артемом Сагеевым и Дмитрием Моториным. Tomsk.ru встретились с одним из них, а именно — с Евгением Жуковым, чтобы поговорить о том, как же все-таки работать с кино в регионах. Сам Евгений родился в Кривошеине, окончил Томский политех, а кино стал увлекаться совершенно случайно. В интервью мы узнали о важности бэкграунда, где искать вдохновение, как замотивировать всех вокруг и что же такое настоящее российское кино. Перед вами история одной профессии.

В ДЕТСТВЕ Я ЖИЛ РЯДОМ С МЕСТНОЙ ТЕЛЕСТУДИЕЙ. Она вещала тогда только на райцентр. И они очень любили крутить мультфильмы вроде «Черепашек-ниндзя», но при этом могли показать только фрагмент, а потом выключить серию. Так что я пришел к ним, чтобы попросить кассету, так и наладили контакт. Потом начали звать на какие-то съемки и интервью.

ОДНАЖДЫ К НАМ ПЕРЕЕХАЛА СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕЖИССЕР И АКТЕР. Долго не могли сидеть без дела и основали театральную школу, мы попали в первый поток. Там мы впервые творчески повзаимодействовали с Артемом [Сагеевым, одним из основателей CAST. — прим.ред.], хотя мы знакомы с самого раннего детства. Он тоже из Кривошеина. В целом на все эти театральные истории потратили лет семь, снимали какие-то скетчи, а в 11-м классе полноценный документальный фильм о выпуске. Оттуда и пошел весь интерес к кино.

ПРОЕКТ CAST В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЯВИЛСЯ ОТ НУЖДЫ. Потому что, к сожалению или к счастью,  у нас не было возможности поступить во ВГИК, например, в другие московские киношколы. Хотя здесь было больше страха и сомнений, связанных с переездом в крупный город, ну и как же без шаблонного мышления молодого человека из деревни, быть может, не получили необходимой поддержки от родителей, для них — людей нетворческих профессий это был вообще «разрыв», еще и отпустить ребёнка сразу в столицу, это, видимо, было слишком на тот момент. Так что нас вдохновил путь самоучек, начали сами брать какие-то дополнительные курсы. Но к этому мы очень долго шли.

ПОСЛЕ ШКОЛЫ БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ХОЧЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ КИНО. Но как часто случается с 18-летними ребятами, которые до конца не уверены, чем они хотят заниматься, они поступают не туда, куда хотят. Так что нас разбросало в разные стороны, и о съемках мы больше не думали. Но благо мой факультет и мое направление были весьма творческими, так что это очень способствовало возвращению интереса.

ОДИН РАЗ МЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА БАЗЕ КРУПНОГО БРИТАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ. Там была спецноминация, что-то вроде «Снять за 60 секунд». Нужно было сделать короткую интерпретацию на любой известный фильм. Первая попытка ничего нам не дала, во второй раз сняли ремейк на французский фильм «1+1» со студентами в главных ролях. Получилась очень пародийная история. И, на удивление, мы поехали в Лондон представлять Россию.

В ЖЮРИ ЭТОГО КОНКУРСА БЫЛИ ГОЛЛИВУДСКИЕ ЗВЕЗДЫ. Том Хиддлстон, который в «Мстителях» снимался, главная героиня сериала «Аббатство Даунтон». В окружении было очень много известных людей от Мартина Фримена до Кевина Спейси. Это был разрыв шаблона, который многое перевернул у нас в головах. Мы очутились в каком-то киноэпицентре, у нас еще и церемония награждения проходила в штаб-квартире Google. Тогда мы выиграли приз зрительских симпатий.

ПОСЛЕ ТОГО КАК МЫ ВЕРНУЛИСЬ — У НАС СЛУЧИЛСЯ КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. А че делать вообще? Тогда появилась идея: а что происходит в Томске с кино? Кто у нас есть? Мы никого почти не знали тогда. Начали делать попытки собрать сообщество, чтобы понимать, кто есть кто. Но в итоге мало чего получилось, у нас разбились розовые очки, и мы начали делать собственный проект.

ВСЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ КОМАНДЫ. Они имеют свой опыт, репутацию. И вот такие команды могут взаимодействовать между собой и производить что-то крутое. А когда очень много непрофессионалов, то тяжело.

КОГДА МЫ ПОРАБОТАЛИ С ДЕНИСОМ ШВЕДОВЫМ*, ТО ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ИЛЛЮЗИЙ. Когда ты видишь персонажа из медиа пространства, то тебе кажется, что это не живой человек, какой-то персонаж. Но увы и ах, это просто люди, которые занимаются своим делом, как правило, любимым. Живое общение и знакомство с известными людьми дало свой терапевтический эффект. [*российский актер театра и кино. — прим.ред.]

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ CAST — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КОНКУРС для начинающих ребят со всей России, кто хочет сделать первые профессиональные шаги в кино и получить свой фидбек от специалистов из индустрии. Для нас это продюсерский проект, в котором уже мы делаем первые шаги как профессионалы, которые хотят снимать большое кино и большие сериалы.

ДЛЯ НАС CAST — ЭТО СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ ДЛЯ САМИХ СЕБЯ. Чтобы мы смогли окружить себя единомышленников, с которыми получится сотрудничать, взаимодействовать и вообще говорить на одном языке.

ИНДУСТРИЯ КИНО В РОССИИ РАСТЕТ. Становится лучше. Чем больше у нас будет выбора, тем больше шансов, что будет хорошее кино.

РАНЬШЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО СЕРИАЛЫ — ЭТО ТОЛЬКО ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРОДУКТ. А ТВ и кино — это разные ниши, которые могут между собой конкурировать. Раньше кино было скорее элитарным направлением, где профессионалы были круче. Сейчас все уравнялось. Сериалы вышли на новый уровень, оказалось, что в них больше возможностей, а с приходом стриминговых сервисов увеличился и способ распространения, и список тем, которые могут затрагивать сериалы.

Я ПЕРЕСТАЛ ЛЮБИТЬ КИНОКОМИКСЫ. Для меня они кажутся фальшивыми.  Это, конечно, круто экранизировать практически греческие мифы но мне как-то ближе оригинальные истории, которые могли бы органично смотреться в реальности, пусть даже фентезийные или фантастические истории. Из кинокомиксов пока подобного не видел, да и хочется свежих историй, актуальных прежде всего сегодня.

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ФОРМИРУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ КИНО, которое стремится к профессиональному. Пока что не было какого-то реального прецедента, который бы стал хитом. Мы просто видим, что качество этих любительских фильмов становится лучше, появляется разнообразие для поклонников полулюбительского кино. Но это очень медленный процесс.

ВСЕМ ХОЧЕТСЯ СНЯТЬ ФИЛЬМ, НО КАК ТОЛЬКО ТЫ НАЧИНАЕШЬ, ТО ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ЭТО СЛОЖНО. Ты очень боишься облажаться.

КИНО — ЭТО КОМАНДНАЯ ИГРА. Чем круче ребята, тем будет лучше. А когда ты пытаешься выстроить все один, будучи всеми элементами цепи, то качество начнет страдать. Только единицы способны делать это на уровне.

У ВСЕГО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЕСТЬ СВОЯ АУДИТОРИЯ. Спасибо интернету за это.

Я НЕ ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ ТОЛЬКО ПРОДЮСЕРОМ. Все мы в команде хотим самовыражаться, есть мечта делать контент, который бы резонировал с тобой лично и сегодняшним днём. Без амбиций невозможно, но в реальную киноиндустрию непросто попасть. Наш проект «Соцсети» может стать для нас своеобразной визитной карточкой.

СЕГОДНЯ ВРЕМЯ МНОГОГРАННЫХ ЛЮДЕЙ. Тех, кто готов в течение жизни комбинировать разные направления. Не ограничиваться только одним. Продюсер, режиссёр, сценарист, кино, музыка, что угодно может быть соединено вместе. Такие люди лично вдохновляют меня и мотивируют что-то делать. Недавно сам выступил в качестве режиссёра, снял с ребятами документальный веб-сериал «Люди дела» о предприимчивых томичах.

МЫ ДЕЛАЕМ CAST С МИНИМАЛЬНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ. И это игра с бесконечным сопротивлением. От этого мы иногда устаем, потому что это марафон, и в нем очень много подводных камней. Но это многому учит, так что уже просто хочется прийти к каким-то профессиональным моделям, чтобы все было правильно, а мы бы были окружены профессиональными крутыми ребятами.

БЫЛИ МОМЕНТЫ, КОГДА ХОТЕЛОСЬ ОПУСТИТЬ РУКИ. Когда мы делали «Купон на измену» [короткометражка CAST с Денисом Шведовым в главной роли, снималась в Томске. — Прим.ред.], у нас случилась неприятность. Был спонсор, который очень неожиданно пропал. Мы же, по неопытности, не могли это предвидеть и не придумали никакого плана «Б». Это все остановило буквально за неделю до предполагаемой съемки. Пришлось пережить зиму в полудепрессивном состоянии, но в итоге нашли решение.

САМОЕ СЛОЖНОЕ — ЭТО СОБРАТЬ КОМАНДУ. Еще сложнее — замотивировать их работать бесплатно в региональном кино.

МЫ ДУМАЛИ О ПЕРЕЕЗДЕ В МОСКВУ. Возможно, там было бы проще, ведь там сосредоточена киноиндустрия, есть рынок. Но пока не хочется отказываться от идеи снимать кино в регионах. На самом деле мы не ограничиваемся только Томском, есть вся Сибирь, есть Россия, потрясающие виды, многообразие людей. Просто хочется снимать проекты на профессиональном уровне в разных регионах с разной органикой, аутентичностью. Это любопытно и вдохновляюще, тогда кино реально можно назвать российским, потому что, на мой взгляд, оно должно быть разнообразным.