Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Абсурдная и сумасшедшая фантастика или трогательное кино о мире и семье: каким получился фильм «Все везде и сразу»?

20:02 / 30.04.22
7507

Рассказываем, почему «Все везде и сразу» настолько хорош, как о нем говорят

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. 18+

Сложно представить себе, на что иной раз способны мозг и фантазия безусловно талантливых авторов. Талантливых и, к нашему общему восторгу, совершенно нестандартных. Таким выступил дуэт режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, которые уже подарили киносообществу замечатальный и крайне эксцентричный фильм «Человек-швейцарский нож». На этот раз дуэт решил выйти за рамки привычного нам представления о фантастических фильмах, попробовав на зуб, на вкус, на запах и на другие чувства такую популярную теорию как Мультивселенная. Что же из этого получилось? Одна из самых трогательных семейных и гуманистических картин. Но обо всем по порядку.

В центре сюжета женщина средних лет, эмигрантка из Китая по имени Эвелин. В ее жизни не так пошло все, что только можно себе представить. Она покинула Китай, вышла замуж не за того человека, имеет огромные проблемы с бизнесом и налоговыми агентами, но, самое главное, все никак не может найти общий язык со своей дочерью. Она не богатая, не счастливая женщина, которая уже даже и не думает жить, а по ночам ее не покидает вопрос: «Как все вернуть?».

И примерно тут же с ней случается примерно то же самое, что и с небезызвестным Нео в трилогии «Матрицы». На нее выходит некий агент, который может перемещать свое сознание в параллельные вселенные, и рассказывает, что она Избранная и ей предначертано спасти всю Мультивселенную. Ее в свою очередь активно терроризирует существо под именем Джобу Тупаки, способное быть везде, быть всем и сразу. Почему именно Эвелин достается такая роль спасительницы? Почему ей предстоит прожить множество других своих жизней, переняв все их навыки и умения? Потому что ее жизнь оказалась максимально бесполезной, а в одном из миров она и стала создателем перемещения в другие миры. Так что иного спасителя у Мультиверса нет.

И с появлением Мультивселенной фильм будто бы срывается с цепи, элегантно и просто объясняя общий смысл законов собственного мира, он начинает как безумный рассказывать историю по началу растерянной, но постепенно все понимающей Эвелин. То она научится кунг-фу, то обретет навыки готовки, то задержится, чтобы посмотреть на то, какой могла бы быть ее жизнь, если бы она принимала совершенно иные решения. Весь фильм — это один большой вопрос «Что, если?», одна огромная мысль перед сном: «А какой могла бы быть моя жизнь», которую каждый из нас прокручивает каждую ночь. Впрочем, он грамотно перебивается на общий сюжет — побег от сверхмогучего существа Джобу Тупаки, которое, разумеется, находит самую странную Эвелин по щелчку пальцев.

И здесь стоит предупредить о важном спойлере: Джобу Тупаки — это дочь той самой первой Эвелин, что научилась делать прыжки по Мультивселенной, но она настолько перестала себя контролировать, что приняла всю себя из всех возможных временных веток, став чем-то большим, напрочь растеряв смысл и понимание того, а зачем вообще существует жизнь. И на этих двух противоречиях держится весь сюжет. С одной стороны мысль — «ничего не важно», которую все время говорит Джобу Тупаки. И ее можно понять, она видела бесконечное множество миров, где проживала такое же количество жизней, побывала совершенно разными биологическими формами, неодушевленными предметами, буквально была всем везде сразу, что привело ее к чистейшей экзистенциальной мысли — ни в чем нет смысла. Все предугадывается, все просчитывается, и счастливого конца нет нигде.

С другой же стороны, Эвелин — сложная, наделавшая множество ошибок, но по-прежнему любящая мать, которая даже в таком состоянии не может оставить дочь на произвол мультивселенской судьбы. Она прыгает за ней по разным мирам, пытаясь осознать, где же можно найти то самое пресловутое счастье, но сталкивается с тем, что дочь права. Действительно, ничего больше не имеет смысла, ничего больше неважно. Но ей хватает опыта и любви, чтобы понять, где каждый из них ошибается, решая ту самую злую космическую дилемму о глупости и ничтожности землян по отношению ко всему сущему. Если ничего больше неважно, то важным становится все то, что у нас только есть. Ссоры, подсчет налогов, разочарование выбранной судьбой — все это обретает значение, если применить к этим вещам правильное отношение. Так что приготовленный завтрак становится важнее звезд и галактик, а человеческие эмоции запросто способны перекрыть любое космическое явление.

Подобным максимально мощным и гуманистическим высказыванием авторы создают не просто фантастический фильм, но действительно стараются уместить в своей картине все везде и сразу. Жанры, эмоции, собственную фантазию и колоссальный любовный посыл всему человечеству. Да, спрятать его за такой гротескной и предельно абсурдной формой — это уникальное решение, которое, впрочем, сработало как по нотам.

А абсурда тут, поверьте, хватает. Я даже боюсь браться за то, чтобы попытаться объяснить весь тот градус очаровательного безумия фильма. Наверное, стоит сказать то, что вас не удивят люди с сосисками вместо пальцев, еноты, помогающие шеф-повару готовить блистательные блюда и крайне важный драматический диалог двух главных героинь в образах молчаливых камней в мире без людей. Все это — лишь малая часть того трогательного и гомерически смешного треша, что вас ожидают. И бояться его не стоит, несмотря на то, как сильно картина попытается вас выбить из общего ощущения реальности.

По факту, таким образом, авторам картины удалось создать полноценную «Матрицу» для современного поколения. Если теория компьютерной проекции нашего мира перестала впечатлять, то самое время подумать о чем-то беспредельно масштабном — бесконечных версиях нас самих, которые могут существовать в самых безумных и абсурдных вариациях. Здесь ограничениями выступает лишь наша собственная фантазия. Да, мотивы экзистенциальной бессмысленности происходящего — это все еще одна из центральных мыслей, но сама Мультивселенная режиссеров помогает нам понять, что же было важным на самом деле.

Разумеется, в своей основе «Все везде и сразу» — это очень серьезная и весьма себе острая семейная драма, которая активно разговаривает со зрителем о вопросах сепарации детей от родителей, о надоевших конфликтах отцов и детей, но подает она это все через максимально гротескные, фантасмогоричные и откровенно бредовые образы и концепции, что помогает в очередной раз лучше раскрыть исключительно человеческие взаимоотношения. Сколько бы не было вселенных и реальностей, сколько бы нас там не было, то, как мы относимся друг к другу, к своим родным и близким — вот тот якорь, который помогает обрести смысл во всем этом многообразии жизни. И авторам удалось показать это очень трепетно и тепло.

В целом, «Все везде и сразу» — это «Облачный атлас», «Господин Никто», «Эффект бабочки» и «Матрица» в одном флаконе. Только вот таланта режиссеров хватило на то, чтобы в намеренно смешной, игровой и необязательной форме донести до нас очень важные гуманистические мысли, которых современному кинематографу явно не хватало. Словом, перед нами один самых главных фильмов не только 2022 года, но и последних нескольких лет. И уж его точно не стоит пропускать в кинотеатрах, даже если вы совсем не любите треш и фантастику.