Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Новости компаний

Физика города: откуда на улицах Томска берется пыль

11:00 / 05.06.23
3754

Разбираемся вместе с урбанистом Димой Поляковым

Мы в социальных сетях:

Ежегодно в весеннее-летний период Томск и другие города по всей стране сталкиваются с «пыльной проблемой». Улицы города завалены остатками песко-соляной смеси, которой зимой обильно посыпают дороги. Когда снег сходит, то песок никуда не пропадает, а оседает на асфальте, высыхает и с малейшим дуновением ветра поднимается в воздух. Но, как выяснилось, это не единственная причина массового скопления пыли в городе. 

Томичи ежегодно жалуются на эту проблему, заваливая соцсети фотографиями «песчаных пляжей» Томска. О том, как можно решить эту проблему в городе, мы попытались разобраться вместе с томским урбанистом и автором телеграм-канала «Город не бесит» Димой Поляковым.

Пыль в Томске: откуда она берется?

«Пыль в городе берется по нескольким причинам. Нет какой-то одной, устранив которую город можно спасти от пыли. Это системная работа, которую, к сожалению, никто пока не решает. Скорее, каждый год город наступает на одни и те же грабли», — объяснил Дима. 

На каждой из проблем урбанист остановился более подробно. 

Открытый грунт, отсутствие газонов и растительности. 

Высохшая поверхность земли является отличным источником пыли. Если на ней не растет трава, кусты или нет высаженного газона, то голая поверхность аккумулирует большие источники пыли. Ее разносит ветром, выдувает на улицы, машины и людей.

Стройки, ремонт дорог, земляные работы коммунальных служб и раскопки.

Все это создает большие локализованные точки, которые являются источниками пыли. Провели ремонт тепломагистрали или локализовали аварию — раскопали, закопали, но восстанавливать место раскопок до качественного уровня никто не стал. Обычно, или вообще не восстанавливают места раскопок, или отсыпают места раскопок крупной фракцией щебня. Только после жалоб коммунальные службы могут восстановить асфальт или тротуар. Речь, конечно, про отдаленные районы — там такая проблема в разы чаще. Центральные улицы стараются приводить в прежнее состояние.

Ошибки проектирования тротуаров, маршрутных путей.

Новые микрорайоны, ремонт дорог по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» — все эти работы часто делаются без соблюдения банальных базовых правил проектирования. Например, есть правила СНиП III-Л.2-67 «Озеленение. Правила производства и приемки работ» — по ним поверхность газона должна быть на 2 сантиметра ниже окаймляющего борта. Тогда во время дождей или таяния снега вода и грязь с газонов просто физически не будет попадать на тротуары и дороги. Кроме этого, часто проектировщики неправильно прокладывают маршруты людей, тротуары построены будто бы для роботов, но люди не роботы. Они выбирают удобные, быстрые пути. Они идут через газон не потому что они необразованные вандалы, а потому что в этом месте проектировщик допустил ошибку и не проложил тропинку или не спроектировал в проекте тротуар. В итоге люди вытаптывают «народные тропы», трава в этих местах не растет и при любом дуновении ветра пыль с тропинок поднимается в воздух.

Парковка на газонах и голой земле.

Автомобиль весом от 2,5 тонн разносит газон, вырывает с корнем корневую систему любых растений, во время дождей грязь от колес, разносится на несколько километров от точки старта машины. В итоге, получаем полностью уничтоженные газоны, клумбы, цветники и буквально каждый такой горе-парковщик является транспортировщиком грязи и пыли в собственном городе.

Вырубка деревьев.

Деревья и кусты являются естественной преградой для природных осадков и ветра. Они защищают улицы и дома от порывов ветра, снега и дождя. Чем больше деревьев, тем больше они берут на себя природные «удары» погоды. Особенно проблему отсутствия деревьев и кустов ощущают жители современных томских «человейников». Иногда люди с трудом могут выбраться из подъезда — ветер такой силы, что открыть ее сложно. Что говорить о том, как этот ветер разносит пыль, песок с детских площадок и просто мусор по городу. Все это — следствие того, что при постройке микрорайонов нет жестких требований по высадке зеленых насаждений. 

Это не все, но одни из основных источников пыли в городе.

Песок — это дешево, но проблема не только в нем

Еще одной причиной пыли в городе является песок, которым на протяжении всей зимы обильно посыпают дороги. Тогда возникает резонный вопрос, почему бы не отказаться от этих песко-соляных смесей, отдав предпочтение более экологичному способу борьбы со снегом. Например, гранитной крошке. Дима объяснил, что скорее всего, это вопрос отсутствия в бюджете города денег на эти цели. 

«Песок точно дешевле чем, например, гранитная крошка. Чем перепроектирование улиц и тротуаров. Чем высадка деревьев, кустов, восстановление газонов и пр. Причем, перепроектирование или проектирование старых по программе БКАД улиц с точки зрения не просто перекладки асфальта и установки заборов, а с точки зрения устойчивого развития города. Город — это место не для машин, а для людей. Как они по нему передвигаются, какой вид транспорта используют и какой вид нужно развивать. Если делать все это с умом, то логично, что и пыли станет меньше, потому что люди начнут передвигаться не только на машинах, но и, например, пешком, на трамваях и т.д.  Потому что проблема пыли — это огромная и комплексная проблема, которую нужно рассматривать на многих уровнях развития города. Это не только про посыпку дорог песком», — уточнил урбанист. 


Ранее, в рамках заседания гордумы, и.о. мэра Томска Михаил Ратнер, отвечая на вопрос гордепутата Давида Аветяна рассказал, что решить проблему с пылью в городе поможет новая вакуумная подметально-уборочная машина, стоимостью 20 млн рублей. По его словам, она появится в Томске уже в начале июня. Кроме этого, нужно увеличивать количество ресурсов для ручной работы.  

«Уверяю вас, что в течение ближайшего месяца, за счет разных мероприятий, мы ситуацию изменим в лучшую сторону», — ответил на вопрос депутата Ратнер. 

Иногда мне кажется, что с песком в городе вообще не борются 

«Я знаю улицы, где песок лежит нетронутый годами! Его высота сравнялась с бордюрным камнем. Сам песок опасен тем, что его мелкие фракции, поднимаемые ветром в воздух, вдыхаются тысячами людей», — отметил Дима. 

По его словам, это может спровоцировать развитие легочных болезней, респираторных заболеваний и аллергии. У людей с уже имеющимися перечисленными болезнями пыль стимулирует рецидивы в той или иной степени их тяжести.


Ранее экс-заммэра по благоустройству Вячеслав Черноус объяснил, что для сокращения количества пыли, в Томске используется песок крупной фракции. А не работают в городе с популярной в Европе гранитной крошкой, не только из-за ее высокой стоимости, но и из-за возможности повреждения автомобилей.


Дело не только в бюджетах и климате, дело в руках и головах

«У нас часто все проблемы города аргументируют особенностями климата. Зима девять месяцев, весна все тает и в грязи и т.д. Просто посмотрите на тротуары и дороги после дождя через пару часов: в тех местах, где тротуар или дорога выполнены правильно, уже через короткое время все подсыхает. А в тех местах, где есть очевидные ошибки проектирование или халтуры, лужи, пыль и непролазная для пешехода грязь, может сохраняться неделями. Так что дело не только в бюджетах и климате, дело в руках и головах», — подытожил Дмитрий.

Ранее Дима Поляков рассказывал о том, что такое дизайн-код и почему он нужен Томску.