«Россияне не стремятся открывать свой бизнес» — говорят результаты недавнего исследования, а эксперт Высшей школы экономики поясняет, почему: «… нахождение своей ниши в цепочке распределения и перераспределения нефтегазовых и прочих рентных доходов сулит куда более высокие — и менее рискованные — перспективы получения прибыли, чем полная неожиданностей жизнь «классического» предпринимателя». При этом, добавим, «ниши» по прибыльности могут сильно отличаться друг от друга, но рядовые сотрудники государственных (или связанных с государством) организаций за гарантированность своих скромных зарплат держатся не менее крепко, чем их начальники — за свои миллионы. Поэтому и те, и другие в большинстве своем о «свободном плавании» не задумываются ни на секунду. В свою очередь, среди предпринимателей сейчас немало вынужденных – тех, кто в бизнесе только потому, что не нашел приемлемых альтернатив среди предлагаемой работы «на дядю».
Самые разные люди, которых по тем или иным причинам «отсеивают» избалованные богатым выбором работодатели, могут легально трудиться на собственном малом предприятии. Могут теоретически. Реально же мало кто захочет брать на себя обязательство выплатить за год почти 36 тысяч рублей, не зная наперед, получится ли заработать за этот год хоть что-нибудь. Да и лишняя бумажно-отчетная работа, добавленная предпринимателям Положением № 373 – П, вряд ли привлечет тех наемных работников, за которых всю ее сегодня делают бухгалтера и кадровики.
Любой представитель власти готов рассказывать, как необходимо стране развитие малого бизнеса и как он и его коллеги этому развитию способствуют. Вполне возможно, что они говорят правду, но… Вмешиваются другие благие намерения. Например, заметили, что от среднего наемного работника в Пенсионный фонд поступает больше тысяч, чем от предпринимателя, и подумали: так не пойдет, несправедливо. При этом, правда, редко кто интересуется, почему взносы первого зависят от величины его дохода, а для второго они фиксированные. И вот ради большей справедливости страховые взносы подняли. Годом ранее решали другую проблему: у ИП, не имеющего кассового аппарата, наличности неизвестно сколько и движется она неизвестно куда. Это же непорядок! Нужно было противопоставить ему порядок, и таковой нашелся — «Порядок ведения кассовых операций». Считайте теперь лимит остатка кассы, оформляйте приходные и расходные кассовые ордера, ведите кассовую книгу, следите за остатком в конце каждого рабочего дня. Не хотите всем этим заниматься – открывайте расчетный счет и посылайте каждого покупателя в ближайший банк с квитанцией.
В таких условиях на смену десяткам тысяч прекращающих «свое дело» не приходят новые люди. Предпринимательская деятельность по нынешним правилам не предполагает движения «от простого к сложному»; все сложности в полном объеме начинающий получает сразу. А ведь кроме долгов и отчетности многих новичков с первого дня работы ждут также постоянно растущие цены на воду, тепло, свет, высокая стоимость аренды помещений… Однако государство, похоже, не собирается ничего упрощать или облегчать для них в обозримом будущем. Вот еще почему – а не только из-за менталитета, истории и всего прочего, что «уходит корнями в…» — типичный наш современник, желая улучшить свое материальное положение, составляет резюме, а не бизнес-план.