Летним субботним утром, 15 июня, томичей в маршрутках поджидал не очень приятный сюрприз, а именно, повышение цены на проезд, согласно постановлению мэра г. Томска, до 15 рублей.
Я решила проехаться в маршрутке, на месте кондуктора, и пообщаться со всеми сторонами процесса, хотя, и немного опасалась негатива, как со стороны пассажиров, так и со стороны представителей маршрутного бизнеса, ведь вопросы, которые надо сейчас решать – заставляют менять и перестраивать все заново, а это всегда тяжело.
В этой статье маршрутников ругать не будут.
«Вы поймите, кому я нужен? Мне 57 лет, я по специальности не работал ой, даже не вспомню сколько. В 90-е семью надо было кормить, вот и ушел в этот бизнес. Так и кручу баранку. Мне еще детей надо поднимать, старшие только в Университет поступили. Объединяться? Нет, я не хочу. Сейчас я сам за себя в ответе, сам заключаю договор, сам решаю вопросы и проблемы. А если я не понравлюсь начальству? Меня ведь и выкинуть из бизнеса могут. Но я думаю, придется нам объединяться, куда деваться», — делится водитель, он же хозяин маршрута, Владимир Петрович (все имена изменены ред.).
Поднятие цен не то чтобы не порадовало маршрутников, оно вообще не устроило все стороны конфликта: ни власть, ни пассажиров, ни часть самих маршрутников.
« Я не хочу быть предпринимателем. Лучше наемным водителем, выручку сделал – и свободен, а так – постоянные головные боли, то автобус сломался, то проверки бесконечные, то водителя нормального найти не можешь. Сейчас в водители и не идет никто. Кто пойдет на такие условия и за такие деньги? Вот и берут кого попало, ни правил толком не знают, ни водить не умеют. Мне от этого повышения никаких преференций не перепадет. Хозяин план поднимет, вот я и останусь с чем был. Но все равно, идти в этот бизнес не хочу. Денег на автобус нет, а в кредиты залазить – добровольно петлю на шею, зачем оно мне»? – объясняет водитель маршрута Николай.
По настоящему выгодным это повышение оказалось только для владельцев маршрута, у которых в собственности гораздо больше одного автобуса. Мелкие же предприниматели, на этот доп. доход смогут лишь «залатать дыры», ни о каком обновлении подвижного состава речи не идет.
«Я бы рискнул, если бы правила игры не меняли так быстро, и мы не были такими незащищенными. Смотрите, возьму я кредиты, куплю автобусы, проведу улучшения, найду хороших водителей, платить им буду ответственно – и хоп, опять что-нибудь придумают. Выжмут, выдавят. А кредит останется – и куда я с ним пойду? Мне не дают гарантии, не дают правил, которые будут неизменными, хотя бы на протяжении моих кредитных выплат. Я уже молчу про помощь и субсидирование. ТТУ получает помощь от государства и немаленькую помощь, и что – решает оно транспортную проблему? А денег в него вливается немерено. Да я признаю, что у нас есть куча проблем и недоработок: и водители не все у нас хорошие и городу нужно составить расписание дежурных автобусов, чтобы люди могли вечером домой нормально уехать. Но кто это будет делать? Лично я не потяну все это. Мне поздние вечерние рейсы — убыток, я даже топливо не отбиваю. А ведь такие рейсы нужны на каждом маршруте. За чей счет? Вот вы знаете, что пенсионеров мы возим за свой счет. Вот эта разница в три рубля – она из кармана маршрутника. Никто нам не компенсирует эти затраты. Любые льготы, в том же ЖКХ, идут за счет государства, никакие энергокомпании не оплачивают льготы из своего кармана, а я, получается, оплачиваю. Причем столько же, сколько и более крупные перевозчики. Власти легко быть доброй за чужой счет», – спокойно рассказывает владелец маршрута, пожелавший остаться неизвестным.
Что же, владельцы и водители маршруток едины: ситуация не улучшается, а только ухудшается. Сейчас бизнесу нужно не столько повышение, сколько внятные правила игры и помощь. Люди не готовы вкладываться, если у них нет гарантий и ясного видения будущего. Тем более, что большинство мелких предпринимателей – люди в возрасте, им тяжело меняться, страшно влезать в долги, и они очень опасаются за свой кусок хлеба. Многие сейчас просто «добивают» автобусы, стараясь получить прибыль пока это еще возможно. А что будет дальше – стараются не думать.
В этой статье пассажиров ругать не будут.
Самое удивительное – большинство пассажиров маршрутки и не знали, что цены поднялись. На фоне всех скандалов, пикетов, театральной премьеры с мэром в главной роли – для очень многих людей эта новость оказалась неожиданной. Я им от всей души позавидовала. Это великое умение – отрешаться от мирских проблем.
Может теплое выходное утро, а может мне просто повезло, но люди не высказывали недовольства, но это, конечно, не значит, что его нет. Стоит просто прочитать томские форумы и получить сполна ушат недовольства и ярости. Людей можно понять, даже 15 рублей для города Томска – это дорого, а альтернативы частным перевозчикам в Томске нет. Скорее всего, бесит не само повышение, людей бесит отсутствие выбора. Если бы общественный транспорт покрывал, хотя бы, половину потребностей населения в перевозке, и цены на маршрутках были бы выше на радость перевозчикам, и пассажиры бы так не нервничали ибо могли бы выбирать.
Даже власть в этой статье ругать не будут.
Томская власть, как в той пословице: очень хочет и рыбку и залезть. Вот и вертятся, крутятся, разыгрывают спектакли. Все прекрасно понимают, что перемены нужны и перемены кардинальные, но кому хочется быть реформатором или, хотя бы, толковым хозяином? Лучше пока «латать дыры» и нашим и вашим угодить. Только вот надо понимать, что «дыры» с каждым годом будут становиться все больше и больше, никаких «заплаток» не хватит.
А пока, придется горожанам привыкать к новым тарифам и с тоской ожидать зимы, когда планируется новое повышение.
Вы еще в Дзержинку не поехали.
Не поехала, струсила. Жителей поселка Дзержинского поджидал самый тяжелый удар. После повышения, цена на билет в один конец стала – 23 рубля. В субботу предприниматели возили людей по 17 рублей, но, скандалы были грандиозные, а что будет, когда установят полную цену?
Единственные, наверное, кто радуется повышению – продавцы автомобилей, ведь так подумаешь – и действительно, частный транспорт становится намного выгоднее общественного, особенно для большой семьи, особенно, если семья живет в поселке Дзержинском.