Актуальное

«В нашей работе без любви к животным никак нельзя»

17:17 / 20.06.13
11623

21 июня в России празднуется День кинолога. В Томске одно из первых упоминаний о применении служебной собаки в качестве «средства, разрешающего преступление» относится к 1904 году.

Мы в социальных сетях:

 

21 июня в России празднуется День кинолога. В Томске одно из первых упоминаний о применении служебной собаки в качестве «средства, разрешающего преступление» относится к 1904 году. 12 марта 1904 года при расследовании убийства на Милионной улице одним из чинов розыска была применена собака, указавшая на след преступника. В преддверии  праздника мы встретились с начальником Центра кинологической службы при УВД по Томской области Юрием Беляковым.

 

— Как вы отмечаете свой профессиональный праздник? Поздравляете ли вы своих собак?


— Накануне праздника мы проводим соревнования, которые посвящаем Дню образования кинологической службы МВД России. Также у нас проходит торжественный развод, поздравления личного состава с пожеланиями успехов в работе и в жизни. Что касается собак, то тут зависит от сотрудника: кто-то порадует свою собаку дополнительной прогулкой, кто-то новой игрушкой, кто-то добрым и ласковым словом.

 

— Какими качествами должен обладать настоящий сотрудник кинологической службы?


— Прежде всего, хотеть работать именно с собакой, любить животных, переживать за них, сочувствовать. Все остальное, как говорится, придет,  профессии можно научить. Но если не будешь любить собак, то, как кинолог, сотрудник просто не состоится.

 

Что входит в курс служебной подготовки? Как долго их обучают? 


— Собаку начинают обучать с раннего возраста, примерно с 2-3 месяцев и до трех лет. Мы применяет обычную методику: от простого к сложному. Поначалу это команды послушания: «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Рядом!», «Место!» и так далее. Затем питомца нужно приучить к наморднику, ошейнику, поводку, хождению рядом, пройти с ним курс послушания. Потом собака учится преодолевать препятствия — заборы, лестницы, условные ямы. А затем более сложное, например, брать след. У нас есть специализированные  школы для подготовки специалистов-кинологов. Они находятся в Ростове и в Уфе. Три месяца в этих школах кинологи учат собак, которые используются в патрульно-постовой службе. Подготовка  собак к оперативно-розыскной службе длится пять с половиной месяцев. Такие собаки применяются потом для поиска людей, наркотиков и взрывчатки. 

 

Кроме того, кинологи постоянно поддерживают все те навыки, которым уже научили собак, поэтому процесс обучения собак идет до окончания их службы. Занятия проходят еженедельно, а в свободное время кинолог всегда может заняться подготовкой своего питомца. 

 

— Каким способом вы определяете, чем будет заниматься собака? Поиском человека или задержанием преступника?


-Собака тестируется в начальной стадии подготовки, это происходят в возрасте от 6 месяцев до года. Как правило, обращают внимание на поведение собаки. Как она ведет себя без хозяина и с хозяином. Боится ли незнакомых мест, людей или выстрелов. Если собака адекватно относится к людям, то такую собаку можно задействовать в розыске людей. Если собака агрессивна,  то ей можно обучать охранно-конвойной службе, а также применять в оперативно-розыскной работе. Стоит сказать, что со слабой нервной системой мы собак не берем. Потому что с ними очень тяжело работать. Сфер деятельности, в которых задействованы собаки, очень много. Есть караульные собаки, есть собаки по трупам, есть собаки спасатели. В Томске, правда, собак – спасателей нет.

 

— А какие породы собак вы используюте в кинологической службе?


Не все породы пригодны для службы в силовых ведомствах. Для службы в полиции подходят овчарки, спаниели, ротвейлеры, доберманы и бельгийские овчарки. Мы недавно впервые взяли щенков бельгийской овчарки. Будем обучать их розыскной работе. Посмотрим, что получится.  Щенков мы в основном закупаем в Западно-Сибирском регионе.  Проще добраться до них. Хочется конечно, и из других питомников брать собак, но не получается выехать. Это деньги время.

 

-Немного художественный вопрос. Читаешь детектив, а там собаку со следа сбивают, например, переходят реку вброд или используют какой-нибудь запах.  Бывает такое в реальности? И что вы делаете, чтобы собака взяла след?


— Да, есть такое. Если люди специально готовятся, то они, конечно, что-то используют, чтобы сбить собаку со следа. Тут многое зависит не только от собаки, но от подготовки кинолога. Если преступник зайдет в воду, кинолог может исследовать берега, найти похожие следы или протекторы шин. Сотрудник должен знать криминалистику, обращать внимание на тонкости, которые помогут ему в работе. Часто злоумышленник использует в своем преступлении автомобили.  Собака не может определить по следу шины, на какой машине уехали преступники и идти по следу. Также тяжело собаке работать в городе, когда жарко. После часовой работы на раскаленном асфальте, собаке надо дать отдохнуть хотя бы полчаса для восстановления сил.

 

-Недавно у нас в Богашево открыли международные рейсы, будут ли собаки работать в аэропорту?


-Собаки в аэропорту должны быть. Один кинолог прошел обучение по поиску наркотиков. Как дальше там будет развиваться события, я сказать не могу, так как это транспортная полиция, не наше направление. 

 

— Скажите, ваши собаки чипированы? Как вы относитесь к чипированию в принципе?


— Наши собаки не чипированы. Мы не ставили перед собой такой задачи. К тому же, это вопрос финансирования. С одной стороны, производить чипирование своих собак хорошо.  Но с другой стороны, у нас каждый кинолог несет персональную ответственность за свою собаку.  И если пропадает собака, то с сотрудника очень строго спрашивают. Что же касается гражданских, то тут другая ситуация. Многие заводят собак, а потом бросают своих питомцев. Здесь применять более жесткие меры. В советское время, когда человек хотел взять собаку, он обязательно проходил курс обучения. Затем в кинологических клубах рассматривали его заявление: для каких целей  хочет завести собаку, какие у него жилищные условия.  А сейчас всё это пущено на самотек. Клубы занимаются только регистрацией.  Чипируют люди более состоятельные, которые покупают дорогих собак.

 

— А как в вашей службе происходит распределение собак по сотрудникам? Помнится, в фильме «Ко мне, Мухтар», главного героя приставили уже к взрослому псу, и они постепенно находили общий язык. А как в вашей службе это происходит?


— Собственно, так почти и происходит. Бывает, уходит сотрудник на пенсию, а его собака еще служит. Мы закрепляем за молодым сотрудником эту собаку и даем некоторое время. Кроме того, молодому кинологу дается наставник, который своими подсказками  поможет быстрее найти подход к собаке. Понятно, что чем старше собака, тем тяжелее найти контакт. Тем не менее, наши люди справляются.

 

— А бывают у вас, скажем так, неуставные отношения? Может ли сотрудник ударить собаку?


-У нас таких случаев не было. У собак есть такие точки, в которые в принципе нельзя наносить удары. Собака может потерять работоспособность и даже умереть. Иногда можно шлепнуть собаку по крупу рукой или поводком, если собака отказывается выполнять команду. Иногда можно и повышенной интонацией  заставить собаку работать. Через палку, через наказание вы собаку ничему не научите. Только постоянными повторениями, а также лаской,  игрушками.

 

-А что вы делаете с ветеранами? Или с собакой, которая по какой-то причине уже не может выполнять свою работу?


— Кинологи их забирают с собой. Многие кинологи, которые уже не работают, просят иногда отдать им собаку после службы. У нас даже был такой случай. Одна женщина отдавала нам собаку по кличке Ирма. У женщины изменились жилищные условия, и она не могла содержать собаку. Потом она попросила по окончанию службы собаку отдать обратно. Ирма отслужила, и мы возврафтили её прежней хозяйке.

 

Собак – инвалидов у нас не было. В командировках, бывало, погибали собаки. Была собака с перебитым от взрыва хвостом, но это не мешало ей нести свою службу.

 

-Обращаются ли к вам гражданские лица по поводу курсов дрессировки?


— Обращаются, но в основном для консультирования. Мы никому не отказываем. Кинологи в свое свободное именно моего подразделения приходят со своими собаками. Рассказывают, как надо правильно дрессировать собак, чем кормить, чем лечить.

 

— А вы награждаете или поощряете собак?


— Награждений сейчас конечно нет. Медали для собаки непонятны, для нее это просто лишняя нагрузка. А поощрения зависят от кинолога. Если он раскрыл преступление, то он благодарит собаку похвалой, лакомством или новой игрушкой. Главное для любой собаки — любовь.