В университетах сейчас, как и всегда в июле, идет прием документов и результатов ЕГЭ. Через месяц фамилии выстроятся в окончательные рейтинги, и можно не сомневаться, что вчерашние школьники заполнят все бюджетные места. В том числе и на тех факультетах, чьих выпускников явно не ожидают высокие стартовые зарплаты, длинная карьерная лестница, масса интересных предложений. А кто-то, возможно, направление выберет относительно перспективное, но совершенно «не свое»… Понятно, что есть люди, которые с самого начала ни на что хорошее и не надеются, а просто забрасывают документы туда, куда кое-как проходят со своими экзаменационными баллами. Но ведь не все поступающие таковы! Ошибиться в выборе может и тот, чьи интеллектуальные возможности позволяют действительно выбирать свой профессиональный путь из двух и более вариантов. Посмотрим же, отчего такое может произойти.
Недостаток информации. Выбирая предполагаемую будущую профессию, полезно найти и изучить доступные сведения о положении дел на рынке труда, потребности его в тех или иных специалистах, прогнозируемых изменениях этой потребности. Искать такую информацию стоит, конечно же, не в рекламной продукции вузов (разноцветные буклеты с (обязательно!) улыбающимися парнями и девушками), которые, будучи заинтересованными в привлечении абитуриентов, легко и с удовольствием нарисуют вам золотые горы на горизонте. За динамикой рынка труда постоянно наблюдают ученые (прежде всего, экономисты и социологи), а также компании, работающие с крупными базами данных вакансий и резюме (например, Superjob, Headhunter). Результаты их наблюдений часто публикуются в СМИ. Иногда объективную информацию о перспективах развития (или деградации) интересующей отрасли может дать работающий в ней знакомый, причем «иногда» и «объективную» здесь — самые важные слова.
Информации немало, она доступна, и, казалось бы, вот же — просвещайтесь и обходите грабли стороной! Увы, часто люди «самоопределительного» возраста эту информацию не анализируют, не учитывают, не ищут или просто игнорируют.
Стереотипы. Не зная правды о профессии, а опираясь только на расхожие представления о ней, нетрудно воображать ее более «перспективной», чем есть на самом деле, а работу по этой профессии, скажем, более «легкой» (ай, да хоть филолог, хоть философ – все языком чесать да ручкой скребсти) или менее требовательной к уровню подготовки (пойду в рекламу, че там уметь). Можно мысленно нарисовать себе такую картину будущего труда, которая с реальной будет иметь мало общего (закончу медицинский – буду, как «Интерны», ходить в белом халате и прикалываться). Или видеть в выбранной специальности только «приятные» стороны, не задумываясь о том, какой ценой они поддерживаются (стану северным нефтяником – буду много получать)… Суждения в скобках могли показаться вам преувеличенно глупыми: ну не может так рассуждать человек, претендующий аж на высшее образование! Тем не менее, такое способно поселяться в разных головах, даже в тех, что умны выше среднего. Не то чтобы человек так думает, не то чтобы это его убеждение или позиция. Просто попадает в его ум (пусть даже очень большой) такая мысль об определенной профессии, и гуляет там. А о другой профессии – другая мысль, также не отличающаяся значительной связью с реальностью. И если информации об этой самой реальности человек в себя к моменту выбора так нисколько и не пропустил, он и выбор этот сделает исходя из стереотипа – больше-то не из чего.
Интерес, остальное не важно. Бывает, человека что-то очень интересует. Интерес этот так силен и устойчив, что, когда приходит время выбирать профессию, вопросов и сомнений даже не возникает – был бы только соответствующий вуз да факультет. Такой студент (а он обязательно им станет) совершенно не похож на тех, кто сам не знает, чего хочет, и на тех, кому вообще ничего не надо. Напротив, он выглядит полностью подходящим на роль примера для подражания. Но можно ли утверждать, что заинтересованный и целеустремленный человек «обречен» на успех вне зависимости от того, какому именно делу отдает он столько сил? У разных специалистов – разное, скажем так, положение в экономике. Кто-то ей вообще не нужен. Для других работы море, но оплата – слезы. Третьим готовы хорошо платить, но только в холодных или основательно загрязненных городах…
«Не нравится? – мог бы сказать рынок труда, если бы имел говорящую голову, — так я никого в рамках полученной специальности и не держу. На мне, рынке, полно всякой работы, в том числе, если хотите, и для мозгов. Условия – на любой вкус. А вот раздача всем работы, соответствующей их интересам и при этом достойной во всех отношениях, в мои обязанности, извините, не входит».
А еще область интересов может не соответствовать способностям или умениям. Хочет человек заняться музыкой, а слуха нет. Хочет податься в футбол, но медленно бегает. Стать хирургом – увы, руки дрожат. Инженером – не понимает точные науки, менеджером по продажам – не умеет уговаривать, и так далее. Умения, конечно, можно приобретать, а способности – развивать (или устранять то, что препятствует их развитию), но на это может потребоваться много времени. Если времени (или желания его тратить) нет, человеку остается выбрать «по Сеньке и шапку» — дело неинтересное, зато не требующее прыжков выше головы. Впрочем, это не та ситуация, когда третьего не дано: в огромном мире профессий вполне может найтись занятие, которое одновременно и по душе, и по плечу.
О том, куда же поступать, лучше, конечно, впервые задуматься несколько раньше, чем в 11-м классе. Это, может быть, где-то на Западе не считается обязательным начинать получение высшего образования сразу после среднего. У нас же принято по окончании школы хотя бы попытаться поступить в вуз. Да и как не сделать этого, если ЕГЭ все равно сдается всеми, а его результаты имеют «срок годности»? С другой стороны, можно эту обязаловку рассматривать как шанс, который предоставляется каждому выпускнику школы. А чтобы им воспользоваться, в первую очередь нужно быть к этому готовым.