После признания В.В. Путина о том, что у него из крана иногда течет ржавая вода, в СМИ стала активно обсуждаться тема насущных проблем сферы ЖКХ.
По словам специалистов, степень изношенности основного фонда жилищно-коммунального хозяйства составляет 60 %, а где-то и все 80. Те же специалисты посчитали, что на полное обновление данного фонда по всей стране потребуется в среднем от четырех до девяти триллионов рублей, и, потупив взор, добавили, что таких денег, к сожалению, в федеральном бюджете нет.
«Ну как же нет?» – спрашиваем мы. А вот запланированные расходы на укрепление обороноспособности государства в размере тех же двадцати триллионов рублей. Почему бы не взять «крохотную» часть оных, и не привести в должное состояние хотя бы коммунальные инженерные сети, к примеру? Что за странные приоритеты у государства? Неужели развитие обороны страны намного важнее тех обыденных проблем, с которыми сталкивается ежедневно человек? И если говорить совсем откровенно, что-то пока не наблюдается видимых врагов у нашей границы – к чему такие траты?
На это в одном из своих интервью Игорь Слюняев, в недавнем прошлом занимавшийся реформированием ЖКХ и в настоящий момент возглавляющий Министерство регионального развития РФ, ответил: «Сравнивать расходы на национальную оборону и коммунальную сферу я бы не стал. Это неправильно». «Тогда что вы можете предложить в качестве решения проблем?» – не без интереса спросили представители общественности у представителя государства. В ответ посыпалось обилие слов частым образом складывающееся в уже всем нам привычные фразы типа: «как только у нас появится возможность», «только тогда мы сможем», и если говорить кратко, то суть сказанного свелась к тому, что по-прежнему нужны условия для привлечения инвестиций в этот сложный сегмент экономики и должное финансирование отдельных программ, инструменты которых в лучшем случае заработают года через два-три после их проведения. Вот круг-то и замкнулся, что называется…
Однако стоит отдать должное чиновникам современного времени – они стали честно признаваться в своем бессилии что-либо изменить. Например, выяснилось, что за последние годы в сфере реформирования ЖКХ было принято 158 законов и более 3000 подзаконных актов, которые по признанию упомянутого выше Игоря Слюняева: «Не то, чтобы исполнить – прочесть невозможно». Т.е. получается, что за период своей трудовой деятельности министр не смог ознакомиться с текущим порядков ведения дел в сфере ЖКХ, однако всячески пытался ее реформировать…!?
Хорошо, даже если понять все это и простить, на что, по-видимому, и рассчитывают чиновники, появляется закономерный вопрос: предположим, деньги найдутся на модернизацию ЖКХ, но смогут ли чиновники их грамотно потратить? Ведь, судя по сложившейся ситуации, люди сверху мало представляют себе с какой стороны к ней подойти, а периодическое латание дыр приводит лишь к появлению новых!? Может быть, причина такого печального положения дел не в отсутствии денег, а в отсутствии стратегии реформирования? Опять же, по признанию (очередному) господина Слюняева, стратегии действительно нет, потому что до сих пор никто не может наладить учет произведенного коммунального ресурса. «На всех этапах возникают потери», — отметил министр. По его мнению, выстраивать стратегию реформ можно будет только в том случае, когда будет налажена система учета коммунального ресурса от стадии его производства до стадии потребления.
Что ж, по всей видимости, проблем в ЖКХ действительно немало, но кто, а главное, когда будет эти проблемы решать? К сожалению, на этот вопрос пока нет ответа, и нам остается только запастись терпением и верой в то, что рано или поздно Россия все же поднимется с колен. Как писал в свое время Ф.Тютчев: «Умом Россию не понять…В Россию можно только верить…» Может быть, он прав и другого пути у нас нет?