Накануне Мара посетила наш город в рамках нового тура «Почувствуй разницу», который проходил в клубе«Театро». Ранее певица выступила с концертами в нескольких городах Украины. О музыке, цензуре и о ситуации в Украине журналист информационного портала tomsk.ru поговорил с московской певицей.
— Вы уже были у нас в Томске с концертами?
— Я в четвертый раз в Томске: байк-фестиваль, концерт на площади ТГУ, и два концерта в клубах. Байк-фестиваль и площадь ТГУ были в относительно теплое время, а концерты – всегда зима. Фрагментарно я здесь конечно что-то увидела. Реку, томский острог, деревянные дома с резными наличниками. Это самое фантастическое ощущение от Томска, и оно сильно.
— Отличается ли сибирская публика от остальных?
— Не отличается никак. Абсолютно везде люди одинаковые. Где-то да, люди более активные, в каких-то городах менее. Как ни странно, самая эмоциональная публика в портовых городах: Мурманск, Калининград, Новороссийск. Там, где есть море, у людей в мозгах что-то происходит, я не могу это объяснить, их там просто «прет», они просто бурлят. Это необъяснимо.
— Вы недавно вернулись из Украины. Какие у вас были впечатления после концертов в украинских городах?
— В принципе от всего неоднозначное впечатление. Во-первых, потому что страна четко поделена на две категории людей. На тех людей, которые хотят в Европу, и на тех, кто туда не хочет. И не важно, хотят ли они в Россию. Это уже на уровне национальной драмы. На уровне стычек друг с другом, драк, погромов и побоев. На концерте у нас это тоже проявлялось. На концерте в Донецке люди четко делились на две стороны зала: на «западенский» сектор и русскоговорящий.
— С украинским национализмом разобрались. А как вы относитесь к проявлению национализма в России?
— Россия всегда была многонациональным государством. И здесь любые признаки национализма и нацизма как доминанты одного генома, одних русских, никогда не приветствовалось. Русские – это люди с широкой душой, и радостно принимаем в свою страну граждан других стран и других национальностей. Россия многонациональное и многоконфессиональное государство. И поэтому здесь какие-то нацистские идеи приравниваются, и совершенно правильно, к экстремизму. В Украине все гораздо проще, два живет всего лишь два типа людей: русские и украинцы. Есть там еще некоторое количество еврев, армян, татар. Но основная масса – это русские и украинцы. И вот те украинцы, которые живут на западной Украине, имеют очень сильную националистическую доктрину.
— Вернемся к музыке. Опять же, возвращаясь к запрету концертов украинской группы «Океан Эльзы». Как Вы относитесь к цензуре?
— Это не музыкальный запрет. Здесь не запрещена ни одна песня «Океана Эльзы». Это запрет абсолютно политического свойства. Я не могу его комментировать, надо точно понимать, чем руководствовались Жириновский и Милонов, когда такое предлагали. Если они действительно видят в речах Вакарчука какую-то идею, которая угрожает русскому народу, если он высказывал это публично, тогда их запрет понятен. Логика такая-если вам не нравятся русские люди, не нравится Россия, не надо ехать сюда, зарабатывать деньги. Если это так. Но для этого надо найти видеозапись и показать, где человек конкретно это высказывает. Это все как с запретами концертов Шевчука, которые обосновываются техническими факторами. Что такое технический фактор? Его не существует на самом деле.
— Что вы думаете по поводу пиратства, выкладывании песен в Интернете?
— Без разницы против пиратства ты или нет, оно все равно есть. Пока нет адекватной законодательной системы по авторскому праву, здесь бороться с чем-то невозможно. Банальный пример — треки, использованные в озвучке Олимпиады и полное отсутствие договоров по этим трекам. Это самый яркий пример того, что происходит у нас с авторским правом. Авторское право «по понятиям».
— И последний вопрос. У вас вышел новый live –альбом «Почувствуй разницу». А когда ожидать студийного альбома?
— Ожидать. Я не хочу обозначать какие-то четкие сроки. Но над ним уже работа ведется.