Интересное

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

16:30 / 27.12.23
2589
Мы в социальных сетях:

В 2023 году фестиваль «Есть» в Томске собрал более 75 тысяч человек, а заведения Torta, Nova, «Желток» и «Гости» стали трендсеттерами сферы гостеприимства не только в регионе — но и признаны за его пределами. Проекты про любовь к городу с кондитерскими заплатками, гаражкой и даже стаканами про Томск давно стали популярны среди горожан и получают максимальные охваты среди пользователей. 

За созданием содержательной, организационной и визуальной части этих крупных проектов стоит выпускница Института искусств и культуры ТГУ Дарья Абдрашитова. Как образование в вузе стоит у истоков значимых городских проектов и на что можно пойти ради учебы — в новом выпуске проекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Я из Новосибирска — окончила там школу и сразу поступила в НГТУ на специальность «экономика и программирование». Там отучилась полтора года, а потом… случилась любовная история с молодым человеком из Томска, и я решила переехать из сибирской столицы в Сибирские Афины. Ну и заодно поступить туда, куда я действительно хотела. А хотела я всегда рисовать, в школе даже мечтала стать архитектором.

Как отреагировала семья? Для нас учеба в Томске — абсолютная норма жизни: моя мама здесь училась, моя сестра тоже выпускница ИИК, и открыла здесь бизнес. Поэтому когда дома узнали о моих планах переехать, мама просто спросила: «какого числа?».

Я инициатор по жизни, мне скучно идти по проторенному пути, и я всегда буду искать что-то новое. Поэтому родные это решение поддержали. Оставалось выбрать. Рассматривала два варианта: графический дизайн в ТГУ, или промышленный — в политехе. Но сестра, которая училась в ТГУ посоветовала поступать именно туда. И не ошиблась.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

Если в НГТУ меня, золотую медалистку, приняли буквально «с руками» без вступительных, с пробным ЕГЭ, то для поступления в ТГУ мне нужно было пройти полгода подготовительных курсов, сдать вступительные экзамены со всеми абитуриентами, а еще и пересдать ЕГЭ: русский язык и литературу. Настоящий квест. И я честно проходила его: готовилась, ходила на курсы и сдавала экзамены.

И вот, настал день оглашения списков поступивших. Помню, как сейчас: девять бюджетных мест, а я в списке десятая…

…я так сильно рассчитывала поступить на бюджет, но не получилось! Конечно, безумно расстроилась. Но отступать не собиралась: не получилось на бесплатное? Значит, буду оплачивать учебу. Я уже работала в Томске полгода, когда переехала проходить подготовительные курсы, пришлось устроиться еще на одну работу. С родителями на тот момент я сразу договорилась: больше четырех тысяч отправлять мне не смогут, значит, буду искать возможности оплачивать учебу и жизнь в чужом городе.

Так начался мой путь в Томске: факультет мечты и три работы. Я устроилась на подтанцовку в ночном клубе, помощником флориста и уборщицей в сеть компьютерных центров: мыла залы и туалеты.

Мой график в то время: 

  • С 07:00 до 07:30 я мыла полы в одном из филиалов компьютерного центра, давали 1000 рублей за смену; 
  • После, днем — пары и учеба; 
  • Вечером — помогала в цветочном салоне упаковывать подарки и собирать букеты (кстати, это была моя самая любимая из работ в тот период)  
  • И ночью — работа в клубе.

Например, в пятницу у меня заканчивалась ночная смена в клубе в четыре часа утра, я к шести утра приезжала домой, мылась, завтракала и ехала на пары. 

Никаких дистанционок и онлайнов не было, поэтому я подобрала именно такие работы, которые по графику огибали время пар. Учебу я практически не пропускала, ведь шла на нее не потому что надо, а потому что мне это действительно нравилось. Да и не пропустишь: идет, например, курс по портрету. Институт предоставил модель, на каждой паре ты отрабатываешь новый этап. Пропустил — считай, нет результата.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

На факультете с пониманием к работающим относились. Конечно, в пределах разумного и успеваемости студента. Вообще, вспоминая то время и моих сверстников, могу точно сказать: не работали единицы. Сейчас, кстати, я вижу другую тенденцию среди молодежи.

Если говорить про тот период — 2010-е — я застала золотое время клубов и ночной светской жизни города. Сейчас уже нет той индустрии, какой ее застали мы — все перетрансформировалось в маленькие уютные бары с живой музыкой. Но тогда у людей «в тусовке» были вечерние выходные наряды, а так как в клуб не пускали в пуховике, среди девушек нормой были диалоги: «А есть шуба на субботу?».

Я работала в группе компаний «Театро», и из танцовщицы у меня произошел стремительный рост: в 21 год я стала арт-директором всей организации и проектов в сфере гостеприимства. Конечно, и здесь мне пришлось пройти определенную лестницу: во мне увидели творческий потенциал и предложили стать арт-директором.

В те времена набирали обороты качественные визуальные решения и творческие концепции. И в этом росте кроме моих стремлений и старательности помогла учеба (от которой я тогда по-прежнему получала большое удовольствие). 

До сих пор многие мои рабочие решения базируются на предмете композиции — мы изучали разные формы, цвета, развивали композиционное мышление. И даже сейчас меня часто спрашивают: «Йоу, и как тебе в маркетинге помогает твое образование?», я отвечаю: «Еще как помогает!»

Потому что огромная составляющая хорошего современного проекта и в сфере гостеприимства, и в любой другой — визуал. Благодаря ТГУ я могу быстро складывать картинку, делать корректировки, могу сходу сказать, где что не так, и как сделать, чтобы картинка была гармонична, сбалансирована по цветам и формам.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

Считаю, что работа с визуалом — моя сильнейшая сторона, и именно за это я благодарна университету. Нам дали не только классическую базу, мы учились работать и в современных программах графического дизайна, в вузе я овладела многими прикладными инструментами.

Кстати, главные иллюстрации наших текущих проектов уже 10 лет рисует моя талантливая одногруппница, поэтому я настолько ценю базовое образование. И как руководитель, работающий с дизайнерами в команде, с довольно большим скепсисом отношусь к быстрым курсам графического дизайна «с нуля».

Отдельную главу моей жизни заняла дипломная работа. Кстати, ее официально признали лучшей по итогам защиты выпускников 2013 года. Я очень этим горжусь. На защите я представила разработанный фирменный стиль и айдентику для бренда зарождающегося ателье и успешно защитилась. Кроме подготовки к диплому именно в этот период начался новый виток моей карьеры, который продолжается по сей день.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

Из-за предстоящих ГОСов и защиты я уволилась с позиции арт-директора. Тогда на мне было буквально все: создание афиш, флаеров, организация и продвижение мероприятий — я даже сама писала сценарии. И честно сказала руководителю, что ухожу получать диплом.

Но судьба распорядилась иначе: меня позвали в известный спа-концепт на должность маркетолога. Собственница бизнеса увидела в одном из журналов статью обо мне как о самом молодом арт-директоре всей Сибири.

Совершенно случайно мы встретились с ней вживую, после чего в компании вообще появилась должность маркетолога. А сразу после мне предложили запустить открытие первой кондитерской Torta на улице Гоголя. Тогда этот проект был убыточным, без отдельного помещения. Еще и непростым: с концептом ПП-десертов.

Заняться проектом мне предложили в апреле, а защита, ради которой я оставила предыдущую должность, — уже летом. Я сделала то, что уже научилась делать ювелирно: совмещать и успевать. Выкладываться полностью, но делать хорошо.

Так открылся новый этап моей жизни: сеть Torta, с которой я была с самого начала, ресторан Nova, кафе завтраков «Желток», «Гости» и целая колея больших городских проектов, включая фестиваль «Есть», который по статистике сегодня считается самым масштабным проектом в городе.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

Правда, с перерывами. В 2017 году я решила, что «выросла из Томска». Сейчас это смешно звучит. А что ты вообще сделала для города, чтобы «вырасти» из него? И как вообще можно вырасти из города? Это я понимаю сейчас, но тогда я отправилась за большими возможностями в Москву, и даже пожила полгода в США.

Но вариант с жизнью в Америке отмела быстро: у нас другой менталитет, там я не почувствовала глубины души, и не смогла бы там строить семью и карьеру. У меня не было желания интегрироваться в общество и становиться американкой. Жить в штатах и пускать там корни — не моя мечта. Оттуда я снова приехала в Москву, где работали совсем другие законы индустрии…

Это был самый отвратительный период в моей жизни. Ни работы, ни денег, ни друзей. Ничего нет. Все, что я могла себе тогда позволить — кофе утром за 60 рублей. Появилось предложение от тети в Алматы: кстати, я сама родилась в Казахстане, и у меня там много родственников. Поработав на один алкогольный бренд, я тоже скоро поняла, что не могу: твой конечный потребитель далек от тебя. А мне хотелось касаться напрямую аудитории: предоставлять им сервис, на который я влияю и создаю.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

И я вернулась в Томск. Несмотря на то, что родители живут в Новосибирске, домом я считала Томск. И вновь меня позвали работать с Torta. И появились те проекты, которые знакомы сегодня многим томичам. Отдельно в 2018 году вместе с Инной Гониной мы создали «Школу маркетинга» — и это тоже был заметный бренд в сфере образования для предпринимателей.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

А фестиваль «Есть» — наш частный проект с Оксаной Березиной (соучредителем ряда томских кафе и ресторанов), который сегодня насчитывает тысячи участников и гостей.

Конечно, все это я делаю отчасти для признания: показать свои возможности, себя. Когда мы беремся за работу — работаем по максимуму и делаем, как умеем. Всегда хорошо, выкладываясь на 150%. «Есть» начинали делать четыре девочки, а в 2023 году фестиваль организовали мы вдвоем с Оксаной и большой командой предпринимателей из сферы гостеприимства.

Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов

Сейчас начинается новый этап жизни — 31 декабря последний день моей работы с Torta. Это сложное решение, но пора двигаться дальше. Пока я ухожу вникуда, нужна пауза. Но у меня есть мечта: сделать в Томске крутой проект семейного ресторана с большой стеклянной игровой, где дети не видят родителей, а родители детей видят.

Когда я стала мамой, столкнулась с дефицитом хороших локаций для родителей с детьми. У меня вырисовывается концепт не только кафе, а целого дома творчества с большим количеством активности для детей и взрослых. Семейное пространство. Пока это мечты, но в моей жизни всегда все складывалось по сердцу, по любви. Кто знает, как будет дальше?

Линия и точка — это форма, с которой художник создает вообще любое произведение. Любая картина начинается с линии и точки. После добавляются цвет, форма, элементы… Но линия и точка — это база, без которой не будет работы. Такой базой для меня стал ТГУ. 
Линия — и точка: как основы композиции в вузе стали базой для визуала крупнейших городских проектов