В 2025 году Томский политехнический университет вошел в число 26 ведущих вузов России, запустивших подготовку IT-специалистов топ-уровня. Этот масштабный проект был инициирован Минцифры и Аналитическим центром при правительстве РФ. Что означает «топ-уровень», чем новые программы отличаются от традиционных и что получат на выходе студенты, мы поговорили с директором Инженерной школы информационных технологий и робототехники ТПУ Александром Фадеевым.

Что такое «топ-специалист» в IT?
Сегодняшние реалии таковы, что IT-компании не готовы брать низкоквалифицированных специалистов. Им нужны люди с опытом: около трех лет работы в сфере — это как раз уровень «мидл». Раньше считалось, что университет не может подготовить специалистов с опытом, и выпускнику еще нужно расти. Наша же амбициозная задача — выпускать специалистов, которые бы соответствовали актуальным запросам компаний. И чтобы отличить такие программы от традиционных, их решили называть программами топ-уровня.
Чем подготовка такого специалиста отличается от обычной? Какие требования заложены в основу?
Отличия действительно фундаментальные. Их можно свести к трем «китам». Первый — Минцифры собрало и формализовало конкретные требования к мидл-специалисту с большого количества крупных IT-компаний по всей России. Это не абстрактные пожелания, а детальные матрицы по 13 профессиям: какие стеки технологий использовать, какими инструментами и на каком уровне необходимо владеть.
Второй «кит» — софт-скиллы: это умение коммуницировать, работать в команде, разговаривать с заказчиком, иметь критическое мышление. Проблема многих технических вузов, что они выпускают блестящих, но замкнутых специалистов-одиночек. Для современной IT-индустрии, где все построено на командной работе, это губительно.
Третий «кит» — огромный объем практики. Те три года опыта, которые выпускник раньше нарабатывал в компании после вуза, мы должны смоделировать в стенах университета — через проекты, практики и реальную разработку.

Как происходит отбор студентов на такие программы?
Набор на первый экспериментальный поток мы уже завершили. Нам было критически важно отобрать мотивированных ребят. Вместе с индустриальными партнерами мы придумали серию испытаний: абитуриенты за неделю создавали собственный сайт с мотивационным письмом, портфолио и видеоэссэ. Затем проходили собеседование, где мы оценивали именно желание расти. Из 228 заявок мы отобрали 112 человек. Но также планируем делать донаборы раз в полгода, потому что хотим, чтобы программа была живым организмом.
Это отдельное направление или курс в рамках существующих программ?
Это полноценные отдельные образовательные программы. В ТПУ мы разработали три: «Программирование вычислительных систем», «Информационные технологии и интеллектуальный анализ данных» и «Промышленная разработка программного обеспечения». Они были дважды защищены перед пулом крупных компаний, включая «Яндекс», «ВКонтакте», «Ростелеком» и другие, и набрали 98-99 баллов из 100.
С какого курса начинается обучение и сколько оно длится?
Набор проходил среди первокурсников. Эксперимент рассчитан на весь четырехлетний цикл их обучения. Но важно отметить: это не только программирование. Мы сохранили сильное инженерное ядро — математику, физику, электронику, потому что наши партнеры, такие как «Росатом» или финтехи, требуют этих глубоких знаний. И мы усиливаем это ядро современными IT-навыками.
Будет ли набор в следующем году, и если да — увеличится ли количество мест?
Да, и это ключевой момент. После того как мы «обкатаем» программы на этом потоке, со следующего года мы полностью откажемся от старых программ. Все, кто поступит в ТПУ на IT-направления — а это более 300 человек — автоматически пойдут на программы, построенные по этому новому, продвинутому стандарту.

Какие IT-специалисты сейчас вообще наиболее востребованы?
Требования Минцифры охватывают 13 профессий. Это и классические фронтенд- и бэкенд-разработчики (у нас они объединены в одну программу), и специалисты по кибербезопасности, DevOps-инженеры, аналитики в области искусственного интеллекта, инженеры по встраиваемым системам и системные архитекторы.
Что получат выпускники топ-программы по итогу? Будет ли в дипломе особая отметка?
Особой отметки в дипломе может и не быть. Но это неважно: все крупные компании в курсе этого эксперимента и следят за такими студентами, за их успехами. Главное, что у выпускника будет солидное портфолио из реальных проектов, опыт командной работы и множество профессиональных контактов. Они будут не искать работу, а выбирать из предложений. Компании начинают «охотиться» за талантами еще во время обучения, так как сами активно участвуют в учебном процессе. Практический опыт и соответствие уровню «мидл» и станут их настоящим дипломом.
Что значит для университета войти в число 26 лучших и реализовать этот проект?
Для нас это, в первую очередь, подтверждение правильности выбранного курса. Мы начали внутреннюю трансформацию образовательных программ еще три года назад, двигаясь в эту же сторону — к большей практикоориентированности и интеграции с индустрией. То, что мы стали победителями, доказывает, что мы движемся в верном направлении.