Источник фото: Эркин Сулайманов
Культура

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

18:06 / 09.08.23
714

Монологи авторов новых городских муралов

Мы в социальных сетях:

В Томской области продолжается фестиваль уличного искусства «Выход в город», который собрал художников из разных городов России. В ходе фестиваля в регионе появятся десять муралов, объединенных темой «Сибирь — место силы». Редакция Tomsk.ru поговорила с художниками об их работах, андеграунде и искусстве в целом.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

«Если у художника болит, он найдёт способ выговориться»

Мурал «Деревенский детектив», дизайнер: Павел Багданов (Томск)

Как-то быстро пришла идея в голову с Липатовым, который недолгое время трудился здесь в редакции газеты «Причулымская правда» (как раз есть улица, названная его именем), и, не видя еще книг, я сразу понимал, что получится замечательная советская графика. При этом, чем ближе к 60-м, тем лучше!

Мне интересно работать с малоизвестными широкой аудитории жанрами, стилями. Я вижу, что есть проекты из общего мирового графического тренда. Какие-то крутые, какие-то просто хорошие кальки, какие-то просто халтурные. Думаю, что нужна более широкая палитра.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

Книжкая графика Оттепели — это отдельная веха в отечественном графдизайне. Советская графика — это далеко не только шрифтовые композиции на высотках в духе «Дело Ленина живёт и побеждает». Там было много красивых интеллигентных историй, отлично вписывающихся в мировой контекст графдизайна того времени и при этом, имевших свои локальные особенности. Хочется делиться таким больше.

Есть проекты с позитивной повесткой или просто красиво. Есть вполне «андеграундные» муралы, затрагивающие остро социальные темы. И быстро закрашиваемые по понятным причинам. Всему своё место. И это тоже про полноту палитры. Мы не в 1994-м, чтобы говорить про «андеграундность» граффити. Я сейчас чисто про период, без политического подтекста. Тогда это было еще новинкой в России.

Если говорить только про позитивную повестку или про просто «красиво», то быстро скатимся в «совок». А туда не нужно — мы всё это уже переживали. Если у художника болит, он найдёт способ выговориться.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

«Граффити для меня — отправная точка и образ мысли»

Мурал «Домашний уют», художники: Саша Alshey (Екатеринбург) и Антон Сакво (Москва)

Своей работой, будь то рисование или нанесение татуировок, я часто занимаюсь работой с коврами. А Саша предпочитает рисовать девушек. Мы просто объединили эти два элемента и получилась девушка с ковром.

Где ей лучше всего место, если не дома? Так она стала символом домохозяйки. Все остальное было просто развитием этой идеи. И неудивительно, что этот мурал создает атмосферу уюта.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

На этой стене нет граффити. Единственное, что связывает этот мурал с граффити — то, что он создан при помощи баллончика. Но назвать его граффити не совсем уместно, он скорее соответствует понятию мурала, то есть монументальной живописи. Для меня граффити — отправная точка и образ мысли.

Граффити не является искусством, и в современном обществе оно не слишком важно. Это прямой ответ на вопрос. И это подтверждается тем, что на многих «фестивалях по оформлению города» художники часто идут на компромиссы или делают полузаказные работы. Здесь больше ремесленное искусство, а не искусство в его истинном смысле.

Потеря андеграундности происходит тогда, когда ты не следуешь своему пути, не работаешь над собственным стилем, видением и оригинальностью, а делаешь картинки из интернета с помощью проектора ради монетизации своего хобби.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

«Паблик-арт — это наш образ жизни»

Мурал «Башня цветов», художники: объединение «Крепкий Палец» (Омск)

Иван Ларионов, организатор фестиваля «Выход в город», сообщил нам о наличии водонапорной башни в Томске, на которой можно сделать роспись. Этот объект заинтересовал нас, и мы решили принять предложение. С учетом окружающей башню сосновой рощи, мы решили использовать растительные мотивы.

На башне изображены волшебные цветы на длинных стеблях, создающие линии и узоры. Они подчеркивают форму сооружения, сочетаются с высокими соснами и органично вписываются в окружающий пейзаж.

Цветы и линии оживают, игриво взаимодействуют друг с другом. Они как защитники или тотемы, охраняющие маленькую рощу, ее посетителей и жителей близлежащих домов.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

Водонапорная башня изначально представляет собой сложный объект. Из-за цилиндрической формы невозможно увидеть весь рисунок целиком — зритель всегда видит только его часть. Поэтому каждый фрагмент должен быть композиционно сбалансирован и выглядеть самостоятельно, отделенным от общего эскиза.

Для нас граффити — это субкультурная история, связанная с нелегальным письмом шрифтов и букв. Мы никогда не занимались граффити. Мы занимаемся монументально-декоративным искусством, паблик-артом и уличными внедрениями. Это наш образ жизни.

В нашем мире изображаемых картин все предметы, окружающие нас, оживают. Будь то камень, цветок, кирпич или даже стена дома — у них есть собственные ритмы, мысли и способы взаимодействия, зачастую недоступные человеческому восприятию.

Это создает иллюзию, что предметы оживают и обретают свои голоса. Мы добавляем лица на разные поверхности, «оживляем» куски льда, кирпичи, нарисованные пятна и полоски, чтобы напомнить о том, что все что нас окружает — живое.

Создание муралов — это совсем другая история, отличающаяся от андеграундного по формату. Здесь очень важна способность договориться с городом и его жителями, так как именно им приходится жить рядом с этим муралом и видеть его каждый день.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

«Для меня граффити — это хобби, а не способ заработка»

Мурал «Сибирь — место силы», художник: Захар Ефанов (Северск)

Мой мурал состоит из двух частей, каждая из которых передает свой уникальный смысл и идею.

На левой части изображена девушка в традиционной русской одежде, сарафане и косой, на фоне зеленого леса, что символизирует природную силу Сибири. Рядом с ней летит воробей, который можно интерпретировать как символ простой жизненной мудрости.

Здесь передается смысл того, что традиции и культура народов Сибири продолжают жить сквозь поколения, являясь источником силы для этого региона.

На правой части изображена современная девушка в наушниках и современной одежде, стоящая на фоне закатного неба, что может символизировать переход от старого к новому, от традиций к инновациям.

Рядом с ней — взлетающая ракета, символизирующая научные достижения и инновации, которые делают Сибирь сильным и современным регионом. Смысл этой части заключается в том, что научная деятельность и инновации становятся новой силой Сибири.

«Важна способность договориться с городом»: художники об участии в фестивале «Выход в город»

Для меня граффити и уличное искусство — это в первую очередь хобби, а не способ заработка или образ жизни. Что касается моих планов на будущее, у меня пока нет точного ответа. Я буду продолжать работать и развиваться, но у меня нет конкретных планов на данный момент.

Это первый проект такого масштаба для меня. Раньше я никогда не занимался работами такого объема даже наполовину. Однако, в остальных аспектах ничего не меняется. Я по-прежнему придерживаюсь своей изначальной стилистики, использования любимых женских персонажей и ярких сочных оттенков.

Цели быть андеграундным я давно не преследую и, на самом деле, не придерживаюсь этой концепции вообще. Все мои работы либо выполняются полностью легально с разрешением собственника, либо в очень отдаленных местах, где никому не важно, например, в гаражных кооперативах или на заброшенных складах.

Я не рисую в нелегальных местах в городе, потому что это не интересно. Мне важна детализация и качество работы, а для этого нужно много времени и усилий.

Автор: Ойбек Шомуродов, студент Высшей школы журналистики Томского государственного университета