Источник фото: Томская драма
Движ с Серовым

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы

20:02 / 20.11.23
2768

Разбираемся, в чем особенность нового спектакля Томской драмы

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+ Осторожно, спойлеры.

С каждым годом на томских театральных сценах ставится все больше премьер, способных удивить даже самого изысканного зрителя. Одни соревнуются в технических характеристиках, другие стараются брать зрителя нарративом, ну а третьи объединяют и то, и другое. Так было с «Преступлением и наказанием», так было с «Книгой всех вещей».

Но у постановочных команд не всегда получается соблюсти необходимый баланс между грамотно рассказанной историей и визуальным стилем спектакля. Так получилось и с новой постановкой Томской драмы «Слуга двух господ» по одноименной пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони от молодого режиссера Ивана Орлова. Где же находится та грань между цельной историей и балаганом, и когда отсылки на современную культуру могут быть неуместными? Обо всем по порядку.

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы

Действие оригинального текста было перенесено в наше время, так что из проворного, очаровательного и умелого трикстера главный герой Труффальдино превращается в современного курьера с легко узнаваемым желтым рюкзаком. Он беден, не очень умен, но однозначно хочет стать богаче и сытнее. Как и в пьесе Гольдони, Труффальдино волею судеб оказывается на службе у двух господ. Стараясь угодить обоим, он не забывает о том, что важно на самом деле — только его шкура.

Возможно, так этот спектакль и задумывался изначально. Современное прочтение культовой пьесы, перенос в современность и попытка переосмыслить идеи Гольдони, но на деле все оказывается не так. Перед зрителем открывается пересказ в очень красочной, яркой, местами смешной, а местами и перегруженной обертке. Можете смело забыть про то, что Труффальдино курьер, больше ничего не выдаст наши реалии: герой все также безграмотен, обстоятельства и условности пришли прямиком из 18 века, как и бумажные письма с сундуками для путешествий. Даже внезапная смена национальности Сильвио и его отца доктора Ломбарди на кавказскую не особо помогает проникнуться неучтенными анахронизмами. Лишь создает дополнительное поле для визуального юмора, который так полюбился режиссеру Ивану Орлову, а для зрителей — повод посмеяться над темпераментными кавказцами со всеми мыслимыми стереотипами о них.

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы

И с визуальным юмором полный порядок: спектакль несколько раз прерывается на песни, на танцевальные номера, на креативно оформленные флешбеки и закадровые голоса, на невероятно глубокие и практически кинематографичные мизансцены, на боевые сцены без одежды и горящую свечу во время постельной сцены. Впрочем, еще после «Укрощения строптивой» томский зритель должен был понять, что Орлову нравится обнажать артистов на сцене. Иногда без видимой на то причины. Все эти вставки и художественные решения действительно веселят и развлекают, но упускают кое-что важное — сюжет.

Целые сцены постановщик может отдать под что-то незначительное и не столь важное для истории, нарушая и сбивая общий темпоритм. К примеру, к концу разговора Труффальдино и Смеральдины сложно вспомнить, а почему этот диалог вообще случился? Все из-за того, что режиссер успел прервать его танцевальным номером в костюмах для аэробики из 80-ых под музыку из «Экстаза» Гаспара Ноэ и парочкой неплохих шуток. Ноэ, к слову, очень популярен на томской сцене в этом сезоне.

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы

Спектакль на глазах зрителей превращается в подобие постмодернисткой шутки и набор прекрасных, но слишком разных сцен. Их цель — не рассказать историю, а рассмешить и повеселить. Нарратив остается где-то на заднем плане, предсказуемый и дословный, превращая даже финал постановки в скучное и ленивое действие, которое поскорее хочется прервать еще одной порцией танцев в фитнесс-костюмах.

Так что если вы идете на «Слугу двух господ» за сплавом истории и формы, то вполне можно передумать. Содержание в интерпретации Орлова ничего не значит, ведь если постановщик забывает о главной фишке «обновленного» Труффальдино через пару сцен, то и об остальной истории думать не приходится, ведь дьявол — в мелочах. Но если рассматривать постановку как забавный «капустник» со смешными танцами и сценическими драками, то получить удовольствие точно можно.

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы

Актеры Томской драмы как обычно на высоте: начиная от Константина Калашникова в роли Труффальдино, Данилы Дейкуна в роли Сильвио и дуэта Олеси Казанцевой и Евгения Казакова, заканчивая блистательными Константином Зуевым, Дмитрием Яниным, Сергеем Равинским, Юрием Шадриным, Александром Горяиновым и Михаилом Черновым, на чьи плечи и упала львиная доля танцев и юмора. Они определенно точно блистали ярче всех главных героев. Хотя отдельного восторга заслуживает образ Смеральдины от Елены Дзюбы.

По итогу получается очень своеобразный, именно своеобразный спектакль, качающий вас на зрительских качелях. В один момент вы можете посмеяться над шутками и танцами, а в другой — поймать фрустрацию от несерьезного отношения к истории произведения. Вот вам показывают что-то действительно изобретательное, но незначительное, а вот серый и блеклый финал. «Слуга двух господ» — очень противоречивая постановка, она способна влюбить в себя одних и раздражать других. Поэтому ее и нужно посмотреть, хотя бы для того, чтобы понять: а какой вы зритель?

Ярко, изобретательно, но пусто: какой получилась премьера «Слуга двух господ» от Томской драмы