Источник фото: Томская драма
Движ с Серовым

Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»

17:11 / 26.06.23
939

Разбираемся в одной из последних премьер Томского драматического

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+

Если и есть вещи более вечные, чем любовные истории, то мы про них пока что ничего не знаем. А вот про мелодрамы, да особенно в формате спектаклей, точно наслышаны. В Томской драме прошла одна из последних премьер сезона — «Может быть, когда-нибудь…». Нетривиальная, на первый взгляд, лавстори про неподходящих друг другу людей, сыгранных Евгением Казаковым и Олесей Казанцевой, стала результатом работы творческой лаборатории «Двое», проходившей в Драме в прошлом году. Получилось ли у режиссера Натальи Корляковой привнести разнообразие в такой популярный жанр и рассказать хорошую историю? Обо всем по порядку.

В центре действия двое персонажей. Он — Джеймс Паркер, немного застенчивый, немного нелюдимый человек, который давно разочаровался в любви, ведь ни одна романтическая история для него не была со счастливым концом. Она — Милен Брукс, взбалмошная, своенравная и крайне непредсказуемая женщина, что меняет мужчин с одного на другого. И каждый последующий оказывается в разы страннее, опаснее и эклектичнее прошлого. Случайным образом герои встречаются на званном ужине своих друзей, где оказываются за одним столиком, что станет для них судьбоносным. Происходит химия, и в самом начале сложно сказать какая именно, после чего стартует многолетняя попытка разобраться в чувствах по отношению друг к другу.

Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»
Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»
Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»

При этом герои не особо торопятся сходиться, пересекаясь совершенно случайно, на короткие промежутки времени, после которых жизнь одного из, чаще всего Джеймса, подвергается каким-то жутким и даже опасным метаморфозам. То на него начнет охоту бывший возлюбленный Милен, то его подстрелят, и он попадет под колеса автобуса. Словом, дамочка вносит значительное разнообразие в жизнь Джеймса. И все это начинает казаться каким-то деструктивным поведением, на грани с реальной угрозой жизни, маниакальным преследованием и самым обыкновенным абьюзом, но все это оказывается комфортным для наших героев.

Они не могут жить спокойно, обоим необходимы острые ощущения, какие они могут получить только друг от друга. Совершенно разные, сторонящиеся близости и избегающие встречи, они каждый раз видятся и сближаются, что запускает новый механизм неожиданных катастроф и несчастий. Впрочем, как бы привлекательно это сейчас не звучало, на деле верить в отношения Джеймса и Милен не сильно-то и хочется.

И дело ни в коем случае ни в актерах, Евгений Казаков и Олеся Казанцева блистательно отыгрывают своих персонажей, наделяя их необходимой живостью, безумием, страстью и амбивалентным желанием: найти и не отпускать или бежать и не оглядываться. Их герои получились яркими, с четкой позицией и плавно меняющимся характером, так что каждая черта их образов проходит нужные метаморфозы и показывает зрителю другую сторону медали. И им хочется верить, они бесконечно естественны и органичны в своих ролях, чего и стоит ждать от таких профессионалов. Но вот сама история точно не выдерживает веры в нее.

Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»
Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»

Она кажется необязательной, слишком стремительной и съедающей огромное количество действий и событий, что происходят где-то на полях, вне сценического пространства. Слишком многое отдается на откуп воображению зрителя, на личное представление той или иной потенциально комичной ситуации, но в таком случае нужно чем-то помогать, чем-то стимулировать эти ощущения. В этом вопросе режиссерские решения «Может быть, когда-нибудь…» оставляют желать гораздо большего. Здесь не видно особого креатива постановочной команды, лишь за редкими исключениями режиссер начинает вовлекать в спектакль чистокровные киноприемы вроде мучительного ожидания Милен при выключающемся свете.

Поэтому история кажется недоработанной и недоведенной до ума, будто бы сюда хотели ввести ряд интересных приемов, но на них либо не хватило времени, либо ресурсов. Сама же постановка, в контексте других работ Томской драмы, превращается в лишнюю и вторичную, ведь у театра есть «Мухи тоже умеют целоваться». Там вы найдете и странную любовь, и не подходящих друг другу мужа и жену, и массу комедийных моментов, и даже Евгения Казакова в главной мужской роли. Только вот «Мухи тоже умеют целоваться» до отказа наполнен всевозможными фантазийными элементами, художественными и режиссерскими решениями, которые делают из спектакля больше, чем два разговаривающих актера. Там появляется драма, там появляется жизнь и там появляется искреннее и теплое сочувствие зрителя.

Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»
Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»

Оказался ли «Может быть, когда-нибудь…» провальным спектаклем? Да нет, актерская игра Казакова и Казанцевой способна лишь на себе поднять спектакль на очень высокий уровень. Найдете ли вы в этом спектакле какое-то откровение и новизну? Да тоже нет, таких историй много, и поставлены они иной раз куда как креативнее. Поэтому рекомендовать эту постановку стоит лишь искренним поклонникам главных исполнителей и любителям прямолинейных любовных рассказов не самого высокого стиля. Остальные же могут найти в Томской драме что-то более самобытное.

Замечательные актеры и скучная история: что не так с новым спектаклем Драмы «Может быть, когда-нибудь»