Авторские материалы

Предвыборная кампания в Томске: черный пиар и рукоприкладство

13:06 / 05.09.15
13164
Мы в социальных сетях:

В редакцию Томск.ру последние несколько дней начали обращаться читатели портала, встревоженные появлением на их домах странных объявлений, в которых в одном тексте говорится о продаже «Томскводоканала», повышении тарифов и выборах в городскую думу. Редакция портала решила разобраться в этой ситуации.

Вроде бы, текст внезапно появившихся в жилых домах объявлений призывает томичей не волноваться.

«Уважаемые жильцы, сохраняйте спокойствие! Вне зависимости от того, останется ли водоканал в собственности города или будет передан частной компании, а также вне зависимости от результатов выборов в городскую думу, вода в Томске (в том числе в вашем доме), будет подаваться без перебоев. Темпы роста тарифов увеличиваться не будут. Администрация», — сообщает объявление.

Что за администрация, и администрация, собственно, чего, оставила такое сообщение, в тексте объявления не указано. Но и не это главное: после прочтения такого сообщения тревожиться начнет даже самый беззаботный томич. Сразу возникают сотни вопросов: какая частная компания? Какая продажа? Какой рост тарифов?

Предвыборная кампания в Томске: черный пиар и рукоприкладство

Автор неизвестен

Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, корреспондент Томск.ру обратился и в мэрию, и в водоканал. Выяснилось, что ни там, ни там ничего об объявлениях, или о готовящихся сделках по продаже предприятия, не знают.

«Нам даже прокомментировать нечего, — сообщили Томск.ру в пресс-службе «Томскводоканала», — Я не обладаю никакой информацией о продаже предприятия. Кто такие объявления распространяет, неизвестно».

В пресс-службе городской администрации рассказали, что никто из представителей городской и районных администраций не распространял подобных объявлений, авторство сообщений неизвестно. Однако тему якобы планируемой продажи предприятия поднимала в своей предвыборной кампании одна из политических партий, участвующих в сентябрьских выборах в томскую городскую думу.

Информацию, полученную в пресс-службе мэрии, Томск.ру подтвердили в областном избиркоме.

«Действительно, тема возможной продажи «Томскводоканала» официально заявлена в предвыборной программе одной из политических партий, участвующих в этих выборах, — рассказали Томск.ру в областном избиркоме. — Упоминание предприятия и фамилию кандидата в депутаты от этой политической партии рядом любой томич может увидеть на предвыборных стендах этой партии на улицах, на агитационных листовках. Ничего противозаконного в этих агитационных материалах, с точки зрения закона о выборах, нет. С другой стороны, простые объявления на стенах домов не являются агитационными материалами, но и неизвестно, распространяли ли их представители именно этой партии. В любом случае, если у томичей, которые увидели эти объявления, есть подозрения, что здесь есть нарушения закона о выборах, или таким образом распространяется недостоверная информация, они вправе требовать проведения проверки и от избиркома, и от правоохранительных органов».

На всякий случай мы обратились к кандидату на выборах, который использует тему «Томскводонала» в борьбе за место в думе, и напрямую спросили, имеет ли его партия отношение к распространению тревожных объявлений в томских домах. Ответ был отрицательным.

«О распространении этих объявлений в Томске мы сами узнали со слов заместителя мэра по ЖКХ», — рассказал Томск.ру кандидат в депутаты.

Предвыборная кампания в Томске: черный пиар и рукоприкладство

Фейерверк жалоб

Впрочем, как рассказали Томск.ру в городской избирательной комиссии, которая курирует предстоящие выборы в гордуму, непонятные объявления — не единственная странность этих выборов. С начала избирательной кампании в избирком поступило с десяток жалоб на различные нарушения на выборах. Некоторые из жалоб подтвердились.

«С начала избирательной кампании в избирком жаловались на неправильное распространение агитационных материалов: например, не в том объеме, или не в том количестве, — рассказали Томск.ру в городской избирательной комиссии. — Кто-то увидел нарушения закона о защите персональных данных в массовой рассылке предвыборных агиток томичам, в приглашении избирателей на встречу с депутатами, в организации пикетов. Один из томичей пожаловался на отказ в регистрации в качестве кандидата, хотя нарушений со стороны избиркома не было. Кандидатов пытались уличить в использовании служебного положения при организации встреч с избирателями, сами кандидаты жаловались на отказ в предоставлении помещений для встреч. Некоторые жалобы были признаны обоснованными: например, по заказу одного из кандидатов на выборах томичам раздавали печатные материалы, где без разрешения использовались слова и изображения другого кандидата».

По информации сотрудников областного избиркома, перед выборами в Томске кипят такие страсти, что дело даже чуть не дошло до рукоприкладства: в августе представители одной из политических партий заявили, что представители другой партии напали на их агитатора.

В пресс-службе регионального управления МВД Томск.ру подтвердили, что инцидент с нападением на агитатора политической партии действительно был. 22 августа двое молодых людей напали на юношу, который раздавал предвыборные агитационные материалы, и повредили их.

«Двое молодых людей были привлечены к административной ответственности за умышленное повреждение агитационных материалов. Относятся ли они официально или неофициально к какой-либо из политических партий, неизвестно», — рассказали в пресс-службе региональной полиции.

В полиции также рассказали, куда обратиться тем, кого встревожили странные объявления на стенах домов. По словам представителя ведомства, если кого-то из томичей содержание объявлений насторожило, то разобраться, является ли распространение подобных объявлений правонарушением или нет, поможет прокуратура: именно она является надзорным органом, в том числе и на выборах.

Предвыборная кампания в Томске: черный пиар и рукоприкладство

Давняя схема

Политолог Алексей Щербинин, завкафедры политологии ТГУ, считает, что уж кто, а томичи странным объявлениям удивляться не должны: нехитрую технологию черного предвыборного пиара на них «обкатывают» уже не в первый раз.

«Похожая схема была использована в начале 2000-х годов во время избирательной кампании на выборах главы города Томска, — вспомнил Алексей Щербинин. — Тогда одним из кандидатов на выборы был уже действующий мэр. И в какой-то момент город буквально заполонили плакаты «Мэр — не вор» неизвестного авторства. На самом деле плакаты должны были подорвать доверие избирателей к мэру. Авторы текста использовали простую психологическую уловку: возспользовались тем, что человеческий мозг плохо усваивает отрицание — частицу «не» и слово «нет». Получается, что человек, прочитавший, что водоканал не продадут, воду не отключат, а тарифы не вырастут, будет исподволь уверен в обратном. И на уровне подсознания свяжет все это с результатами выборов в думу».

Впрочем, по словам политолога, те, кто используют черный пиар в борьбе за власть, не достигают поставленных целей: времена, когда избирателей с помощью нехитрых технологий можно было направлять, как малых детей, уже давно прошли. По мнению Алексея Щербинина, потенциальных избирателей насторожит и разозлит уже одно упоминание выборов в, казалось бы, не относящемся к ним тексте. Единственное, чего добьются те, кто использует черный пиар, — это сильное снижение явки избирателей на выборы.

Екатерина Бухтиярова