Источник фото: Максим Карпенко
Авторские материалы

Маршрутные сети

20:45 / 29.01.16
18128
Мы в социальных сетях:

Будущее маршрутной сети в руках пенсионеров?

В декабре прошлого года большое обсуждение среди томичей вызвало изменение существующей маршрутной сети. Как мы уже сообщали ранее, пермская компания «Радар» провела глубокое научное исследование пассажиропотока и разработала для Томска «идеальную» маршрутную сеть. Вот только на первом же общественном слушанье оказалось, что для пермяка хорошо, то для томича… не очень. Причем «не очень» и для пассажиров, и для маршрутчиков, и для ГИБДД. Тогда еще и Владимир Хан, и Александр Цымбалюк пообещали учесть все замечания.

Теперь же представители городской администрации решили поступить умнее. Было принято решение провести встречи с представителями общественных организаций в каждом из районов города. Одна из таких прошла сегодня, 29 января, в администрации Советского района.

Без боя не пройти

Встреча с общественниками по вопросу изменения маршрутов, которые коснутся Советского района, была назначена на 16.00. В предвкушении аншлага я пришла в районную администрацию за полчаса до времени, обозначенного в пресс-релизе. Охранник на входе спросил мою фамилию и с суровым видом заявил: «Вашей фамилии в списке, который мне дали, нет. Я Вас пропустить не могу. Мне сказали пускать строго по фамилиям, и о журналистах меня никто не предупреждал».

Впрочем, охранник оказался человеком понимающим и на всякий случай попросил техничку сходить уточнить, можно ли пропустить журналистов. Пока она ходила по длинным коридорам администрации, ко мне присоединились коллеги с телевидения. Очередь все увеличивалась. К счастью, долго ждать не пришлось. Вскоре вернулась уборщица с хорошими вестями: журналистам разрешили пройти в зал заседаний.

У дверей зала представителей СМИ встретила женщина, которая с упреком заявила: «Почему опаздываете, встреча началась еще в 15.30!».

«Интересно получается, — подумала я. — Журналистов сначала не пускают на встречу, а потом еще и выясняется, что время мероприятия перенесли на полчаса раньше, никого не предупредив».

Наконец-то попадаем в зал, и взору предстают те самые общественники, которые решают судьбу маршрутной сети на территории Советского района, делятся своими предложениями и замечаниями.

А судьи кто?

За круглым столом с умным видом сидят человек 15 общественников, большинство из них – это бабули и дедули, которым давно и глубоко за 50, но которые при этом активно участвуют в жизни своего района. Сидят пенсионеры и пытаются понять, что до них хочет донести председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения мэрии Ольга Свахина.

«Основанием для изменения маршрутной сети послужили претензии, которые поступают от населения. За 2015 год в администрацию города Томска поступила почти тысяча обращений от юридических лиц и населения с претензиями по качеству транспортных услуг. Основные жалобы поступают на проезд остановок, большой интервал между автобусами, раннее окончание работы автобусов, нарушение посадки-высадки, нарушение ПДД, неправильный расчет с пассажирами.

В 2015 году было проведено 230 выездных проверок, все они зафиксированы видеоматериалами. Мы выявили раннее завершение вечерних рейсов. Перевозчики не выполняют последний рейс, и за год было выявлено 13 тысяч нарушений. Проезд остановок был зафиксирован шесть тысяч раз, и это только в период проверок. Есть такие моменты, когда автобусы отказывались заезжать на ОКБ, на Бактин, на Приборный завод. Допустим, 19 маршрут на Макрушина не заезжает, автобус доезжает до площади Южной, по каким-то причинам высаживает всех пассажиров и уезжает.

Еще одной причиной пересмотра маршрутной сети стала всеобщая автомобилизация. Наше население в некоторых случаях предпочитает приобрести личный автомобиль, поэтому количество пассажиров, перевезенных общественным транспортом, из года в год, к сожалению, снижается. В 2013 году мы перевозили 119 миллионов человек, в 2014 году — 92 миллиона человек», — подытожила Ольга Свахина.

Затем председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения вкратце пыталась разъяснить престарелым общественникам преимущества новой маршрутной сети, постоянно листая слайды со схемами, которые если и можно было разглядеть подробно, то только с близкого расстояния.

Встреча с общественниками или клуб по интересам?

Исполняющая обязанности главы администрации Советского района Оксана Рубцова предложила представителям общественных организаций перейти к общению в формате «вопрос-ответ». Гостям встречи подали чай, угостили пирогом и конфетами, дабы разговор прошел в теплой и душевной обстановке. А бабушки и дедушки это ой как любят.

Справедливости ради надо отметить: несмотря на свой возраст, общественники задавали действительно значимые вопросы и делали вполне обоснованные замечания.

«Я хочу высказаться по 30-му маршруту. Такой неудобный делаете заезд на Южную. К чему он там нужен вообще не понятно, — высказалась председатель организации родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка» Зоя Васильевна Фомичева. — В свертке с Нахимова на Федора Лыткина постоянный поток людей с рынка, там же все время будет пробка. Через 500 метров идут студенты ТУСУРа, там тоже все время сплошной поток, все время стоим. Выезжая с Лыткина на 19-ую гвардейскую дивизию, попадаем на узкую дорогу, по которой туда-сюда не разъедутся, будут постоянные аварии».

«Какие у Вас есть предложения, Зоя Васильевна?», — интересуется исполняющая обязанности главы администрации Советского района.

«Не нужно заезжать на Южную, он хорошо идет мимо», — отвечает Зоя Васильевна.

«Вы понимаете, здесь была большая просьба студенчества. Они атаковали Ивана Григорьевича. В связи с закрытием тройки лишается транспортной связи улица Федора Лыткина, и студенты просили обязательно обеспечить эту транспортную доступность к своим учебным заведениям», — пояснила Оксана Рубцова.

«Вот я участница хора. Мы часто ездим выступать за город. Приезжаем в город в девять вечера, на Южной нас высаживают, и как хочешь, так и добирайся до дома», — высказалась еще одна общественница.

«Я и говорю о том, что наша задача не только в том, чтобы наладить работу маршрутов, но и упорядочить систему управления», — пытается разъяснить пенсионерам Ольга Свахина.

Но пенсионеры такие, если уж одной ответили на ее, казалось бы, личный вопрос, то и другой обязательно нужно задать свой, тоже личный, но важный для всех.

«Вот и у меня вопрос личный, который касается многих. В БКЗ концерты заканчиваются после десяти часов вечера. На Фрунзе невозможно доехать. И из театра тоже потом добраться очень сложно», — вступает в разговор представительница микрорайона номер шесть Татьяна Иванова.

«В графиках у нас стоит, что последний автобус будет отправляться не раньше, чем в 22.00», — попыталась ответить Ольга Свахина.

«Нет, ну не всегда же концерты бывают, ну хоть какой-то маршрут пустить», — не слушая, гнет свою линию общественница.

«Они есть, но они не выполняются. Вот в чем проблема», — отбивается Свахина.

Дальше больше. Постепенно встреча Совета общественности района перерастает в болтовню пенсионеров, подобную той, что мы можем наблюдать на лавочках у подъездов или в очереди в поликлинике.

«Я не знаю, правильно это или не правильно, но мы в свое время так просили открыть маршрут, который будет ходить только по Советскому району. Мы так гордились тем, что только по нашему Советскому району ходит наш 28 автобус. А сейчас так грустно стало, что его отменили. Почему так?», — задает вопрос раздосадованная Валентина Ивановна (именно так к женщине зрелого возраста обратилась Оксана Рубцова).

«Да-да, мы его еще «домашним» называли», — доносится из зала мужской голос.

«Дело в том, что перевозчики отказываются от него, потому что он нерентабельный. Что могли мы вам компенсировали», — в сотый раз ссылаясь на новые маршруты, пытается объяснить Ольга Свахина.

«А я вот не разобралась, как сейчас будет», — обижается Валентина Ивановна.

«Вы мне скажите, где вы живете, и я вам все объясню», — вздыхает Свахина.

«Она у нас живет на Фрунзе, часто ездит к подругам, к приятелям, она у нас очень активный человек», — вступает в разговор Рубцова.

«Нет, я все таки не понимаю, зачем 30-й маршрут будет делать заход на Южную, он там не нужен совсем», — перебивает мило беседующих женщин председатель совета ветеранов Советского района Владимир Андрейчук.

«И не говорите, что за прихоть такая, не хотят пешком пройти два шага», — поддерживает Зоя Васильевна.

Зал заседаний наполняется гулом, но тут исполняющая обязанности главы администрации Советского района Оксана Рубцова правильными словами завершает встречу и просит присутствующих попрощаться с председателем комитета по транспорту и организации дорожного движения Томска Ольгой Свахиной. Общественники хлопают в ладоши и благодарят за встречу, оказанное внимание и общение, радостные расходятся по домам. Ей богу, не встреча Совета общественности района, а клуба тех, кому за пятьдесят.

Так и прошел целый час разговоров ни о чем. Почему-то не пришел на встречу с общественниками Владимир Хан, хотя табличка с его фамилией красовалась на столе. Не было здесь студентов, которые также активно пользуются маршрутками, не было простых рабочих граждан, которые каждый день ездят на работу и обратно, многие даже с одного конца города на другой, не было и маршрутчиков. «Они и так к нам каждый день приходят и звонят», — поясняет Ольга Свахина.

Вот так, беседуя за чашкой чая, компания пенсионеров, которые так и не поняли, как им с новыми маршрутами добираться до дома из театра или ездить в гости к подруге, решили, что все с транспортом будет хорошо.

К чему сыр-бор

Уже в коридоре администрации Ольга Свахина пообщалась с журналистами и рассказала о том, для чего проводят такие локальные встречи, как их результаты отразятся на дальнейшем изменении маршрутной сети.

«Проект маршрутной сети мы разместили на сайте еще в декабре, дали возможность посмотреть более внимательно. Были выходные, праздники, люди могли спокойно ознакомиться и высказать свое мнение. На сегодняшний день мы, конечно, полностью не завершаем прием заявлений и обращений, будем продолжать их анализировать, но мы склонны завершать эту работу, понять, что и где нужно поменять, и выйти с итоговым проектом нашей маршрутной сети, — рассказала Свахина.

Почему мы проводим такие встречи. Когда проводится встреча, где очень много людей, они просто не могут задать вопрос, их не слышно. Люди уходят неудовлетворенными, кто-то не может интернетом пользоваться. Подобные встречи помогают и нам подробно посмотреть на ситуацию и людям задать правильные вопросы, рассмотреть проблемы конкретного микрорайона. Все это будет учитываться в корректировке маршрутной сети».

Если честно, то для меня осталось загадкой, как компания пенсионеров-общественников, которая так и не смогла понять работу новых маршрутов, может решать, что мне будет удобно ездить с новыми маршрутами на работу в другой конец города, или что студентам можно и без автобуса ходить пешком до университета. Но факт останется фактом: общественники района «за» новую сеть.

Валентина Бейкова

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора