Авторские материалы

Транспортный наезд

11:15 / 10.12.15
12169
Мы в социальных сетях:

Уже все в курсе, что накануне в Томске состоялись публичные слушания по поводу новой схемы пассажирского транспорта, который нам предложила пермская компания «Радар», и который предварительно одобрила мэрия. Там прозвучало столько всего, что даже без упоминания о не самых важных моментах эта статья могла бы растянуться на десятки страниц. Поэтому мы решили сделать ее этаким «сериалом» — то есть разбить на несколько частей. Ну а пока — часть первая.

Маршрутка, битком набитая в час пик, — жалкое подобие зала заседаний Кировской районной администрации во время вчерашних слушаний по новой схеме пассажирского транспорта. Во всяком случае, в маршрутке все едут в салоне, никто не болтается снаружи. В кировской администрации за пределами зала во время слушаний «болтались» человек 20-30. В коридоре, на улице. И это лишь те, кто решил остаться до конца, пусть и не втиснувшись в зал. Тем более что шансы были — периодически дальновидные счастливчики, пришедшие пораньше и занявшие места, пробивали себе дорогу из тесноты и духоты на свежий воздух. Почему и кто решил выбрать здание именно кировской администрации с далеко не самым большим залом для слушаний, которые касаются всего города? Да еще и в разгар рабочего дня — в 15.00? Боялись, что с бОльшей толпой не совладают, не смогут успокоить, не перекричат?

А вот что полицейских позвали — правильно. Расставленные по углам зала и немножко внутри толпы, они свою — к счастью, на сей раз безмолвную роль — сыграли, как надо. Потому что, например, мужик с красным — то ли от гнева, то ли от духоты — лицом, кричавший в сторону «президиума» «Да я ему щас морду начищу», точно мог. И прорваться сквозь толпу, и начистить. Не понятно, правда, кому — какому-то из замов мэра или профессору из Перми, который вышел убеждать томичей: новая схема — хорошая… Но мужик, не будь полиции в зале, мог бы, это точно. И особо громкоголосая перевозчица с намерениями сделать то же, что краснолицый мужик, но в более нецензурной словесной форме, —  и она могла бы.

Впрочем, начало было относительно мирным.   

«Организация и улучшение транспортной доступности населения — это огромный блок вопросов, который, безусловно, не может решиться за один раз и за один год, — обратился к залу заммэра по городскому хозяйству Владимир Хан. — Это процесс трудоемкий, финансовоемкий и временноемкий. Первый шаг, который был предпринят после того как Иван Григорьевич Кляйн стал мэром, это выделение достаточно серьезных средств на ремонт улично-дорожной сети. Далее. Мы понимаем, что из 870 автобусов, которые сегодня движутся по дорогам города, принадлежащие более чем 300 перевозчикам, — это огромное количество как людей, задействованных в этой отрасли, так и техники. Мы также понимаем, что есть недочеты в работе этого транспорта. Вы сами видите, как дублирующие маршруты на том же проспекте Ленина устраивают «догоняшки».

После решения о ремонте улично-дорожной сети было принято решение о выделении средств на исследование пассажиропотока и маршрутной сети. Мы все эти годы пытались получить данные о количестве перевезенных пассажиров от представителей маршрутного бизнеса. Но эти данные постоянно подвергались сомнениям. Мы поняли, что изучить пассажиропоток силами горожан невозможно, потому что так или иначе существует некая заинтересованность. И объявили аукцион на проведение данных видов работ. И мы четко понимали, что это большая научная, профессиональная и дорогостоящая работа. По итогам аукциона мы получили подрядную организацию, которая, думаю, одна из лучших в России на сегодняшний день. Ее специалисты и за пределами России достаточно известны. Полученный результат позволил сделать определенные выводы, и они станут основой минимум на ближайшие десять лет, в течение которых мы постепенно будем приводить сеть общественного транспорта к тем рамкам, которые нужны нашему городу».

И вот залу представили Михаила Якимова. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. Доктор технических наук. Профессор Пермского национально-исследовательского политехнического университета. Научный руководитель Агентства дорожной информации «Радар». Эксперт ООН.

Он же, наверняка, как человек образованный, читал, что томичи интеллигентные люди. А там просто забыли дописать — «пока их не трогают». И зря он решил напомнить залу про свои регалии…

«Я профессор, я педагог, и мне кажется, мне удобнее будет рассказать вам о вашей работе, потому что это — моя профессия. Я доктор наук по специальности «транспортная система страны, регионов и городов». Чтобы вы понимали: вот каждый человек, например, автомобилист, знает, как лучше организовать работу светофоров. Каждый футбольный болельщик лучше знает, как тренировать игроков. Но это наука. Поэтому если кто-то считает, что он сделал бы лучше, наверное, это не так», — начал Якимов.

«Мы говорим, что вы сделали плохо, а не что мы сделали бы лучше!», — взорвался один из перевозчиков.

Еще одна ошибка — зря Якимов решил его проигнорировать и начать показывать слайды о той работе, которую проделал его «Радар». Тем более что внятно разглядеть что-либо на них не представлялось возможности. Ну, на сайте мэрии они, конечно, есть — изучай-не хочу, но зачем тогда было время тратить. Бабушкам, неходящим в интернет, которых было немало в зале, рассказать, как они, по мнению «Радара», должны ездить? Так они все равно не увидели. «Была построена вот такая транспортная корреспонденция, где столбцы по вертикалям и горизонталям — это так называемые транспортные районы, а внутри — количество людей, кто куда перемещается». В общем, красиво, но бабушкам не понятно.

Но это еще не все. Именно так Михаил Якимов и продолжил: «Это еще не все… Транспортная сеть не разрабатывается вот так: кто-то сказал или подал заявление — мол, мне нужен такой-то маршрут, другие сказали — нам тут нужна остановка, а кто-то написал главе города письмо: давайте продлим маршрут такой-то. Нет. Существуют инструменты. Один из таких международных инструментов — это немецкий программный продукт (название в гуле толпы было не разобрать — прим. автора). Вот с его использованием была сделана транспортная модель Томска: девять тысяч узлов, 21 тысяча отрезков. Все остановки сгруппированы по группам, расписание всех действующих маршрутов приведено, а также отображен каждый домик, и мы видим, сколько в нем людей живет. То есть сейчас мы имеем инструмент, который знает, где живут люди и где они работают. Имея такой инструмент, можно формировать какие-то сети. У нас есть оптимальный вариант транспортной сети — иерархический, когда будет развиваться трамвайное движение и подвозящий транспорт. Но денег на его реализацию пока нет, поэтому он отложен на будущее. Но это не мешает нам постепенно приближаться к нему». 

Уже на этой стадии у народа возникли вопросы. Громко возникли, конечно. Но заммэра их пресек: «Ваши попытки сорвать общественные слушания просто неперспективны. Вы сейчас это делаете напрасно. Давайте дослушаем выступающего». Лучше бы он этого не делал. Нет, сперва-то, конечно, ропот в зале сменился на смех. Но, когда дослушали и вдумались, возмущение только усилилось.

«Главная цель пассажира — побыстрее добраться до места, — продолжил Якимов. — В существующей сети он тратит на дорогу в среднем 30 минут. Первый наш —  оптимистичный сценарий — позволит сэкономить это время на две минуты. Это на самом деле очень много! И вся задача проектировщика — сделать так чтобы люди экономили свое время. Теперь что касается перевозчиков. Для них желательно, чтобы был полный автобус, чтобы люди там желательно друге на друге стояли, и это тоже важно. Если мы не будем учитывать мнение перевозчиков, у нас просто никто пассажиров возить не будет. А это вторая вещь — суммарный пассажиропоток должен быть больше, чтобы была выручка. То же самое нужно обществу — чтобы экономить на дорожном строительстве и запускать маршрутную сеть, которая возьмет на себя больше пассажиров, пересевших с индивидуального транспорта на общественный. Вот такой у нас был сценарий.

Но по этому варианту ваш мэр сказал: «Хорошо, конечно, но я посмотрел свой бюджет, и у меня, наверное, не хватит в ближайшие три года денег на финансирование трамвайного строительства и инфраструктуры. А давайте мы эту работу разобьем на два этапа». Поэтому мы создали проект-2 — единую маршрутную сеть. Там будет 25 маршрутов автобусных, пять троллейбусных, четыре трамвайных. Задача ее — снижение уровня дублирования и сохранение низкого коэффициента пересадочности. Если вы заметили, в первом варианте сети мы на две минуты сократим время пассажира в дороге, но в три раза увеличим количество пересадок. Но эту сеть в Томске можно вводить, только тогда когда возникнет система электронных платежей — когда можно будет перераспределять деньги между пассажирами, двигающимися на короткие и длинные дистанции. Чтобы сделать, как в Москве. А сейчас я расскажу вам о сети, которую мы предложили, и которую, по моему мнению, можно ввести прямо сейчас…».

Продолжение следует

Ирина Костина