Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Вперед, в прошлое! «Афинские разборки»

15:08 / 04.05.16
6898
Мы в социальных сетях:

Сегодня мы хотим пригласить читателей Tomsk.ru в увлекательное путешествие, «гидом» в котором будет наш собкор Владислав Пирогов. На правах автора новой рубрики «Вперед, в прошлое!» он расскажет об известных и не очень исторических местах и объектах Томска и его окрестностей; о любопытных фактах из жизни города; о людях, с которыми связано прошлое Томска.  Почему Томск в «Афины» превратился — об этом в материале, открывающем рубрику. Итак, в путь!

Когда греку говоришь, что где-то в мире есть еще одни Афины, он недоумевает. А скажешь томичу, он с гордостью отвечает: «Знаю, я там живу». Однако на лестное имя Сибирских Афин претендуют и другие города. Причем, претендуют до сих пор. Кому и зачем нужно это название?

Что уж говорить, привыкли томичи жить в Афинах. В сибирских, конечно. И уже не особо интересуются, как это название городу досталось. А история появления выражения «Сибирские Афины» любопытная. Начиналась она так. Зимой 1856 года в Барнаул приехал путешественник с малопримечательным именем Петр Семенов. Он впоследствии напишет: «…Барнаул в то время был, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами, оставляя прозвище Спарты за Омском».

Тогда барнаульцы еще не знали, что заехал к ним перезимовать после экспедиции в горы сам Петр Семенов-Тян-Шанский. Зато теперь у них есть повод гордиться визитом такого гостя. Примечательно, что Барнаул тогда входил в Томскую губернию на правах уездного города.

Следующим в «битву за «Афины» ввязался Иркутск. И это при том, что у него и так было полно различных неофициальных названий: Восточный Париж, Столица Прибайкалья, Сибирский Петербург, Середина Земли и еще столько же подобных выражений. А тут еще и на «Афины» позарились.

«В истории города были не только губернаторы-самодуры, но и настоящие государственные люди, много сделавшие для развития края, — пишет иркутский ученый Вадим Шахеров в статье «Иркутск — город купеческий». — Имена Франц Кличка, Михаил Сперанский, Николай Муравьев говорят сами за себя. Благодаря им Иркутск стал настоящей столицей Сибири, или, как его называли, «Сибирскими Афинами».

Правда, имя того, кто назвал так Иркутск, Вадим Шахеров не уточняет. Зато добавляется, что даже иркутские купцы в XIX веке были высокообразованные, вкладывали деньги в образование, открывали новые школы, участвовали в строительстве храмов.

Томск в «афинские разборки» вступил позже остальных. Случилось это после открытия Императорского Сибирского университета. Через три года после открытия вуза в Томск приехал князь Константин Вяземский. Его отзыв о Томске был несколько ироничным, но он и стал, вероятно, началом позиционирования Томска как Сибирских Афин: «Томск, один из самых больших городов Сибири, расположен на берегу реки Томь, на возвышенности. Посреди города — небольшой холм, с него виден весь город. Это напоминает немного Акрополь Афинский; тот тоже возвышается посреди города. Но греки, ценители красоты, ничем его не застроили, и вид оттуда чудесный. У сибиряков же тут сараи, лачуги да помойная яма».

В оправдание хочется сказать, что сибиряки — люди практичные и на первое место ставят не красоту. Но речь не о том. Именно это высказывание, правда, с вырезанным замечанием про яму, подхватили многие писатели и журналисты. В начале ХХ века Томск называли Сибирскими Афинами уже в имперских СМИ. А вот в Барнауле и Иркутске потихоньку стали забывать, что их города тоже претендуют на титул столицы античного мира.

Советские историки приписывали создание городского бренда «Сибирские Афины» наркому просвещения Анатолию Луначарскому, который побывал в Томске в 1923 году. Но он точно первым не был.

«В официальных документах конца XIX — начала XX веков выражение «Сибирские Афины» нигде не встречалось. Тогда ведь власти не занимались разработкой городских брендов, — рассказывает Анастасия Караваева, директор государственного архива Томской области. — А вот записи Вяземского я читала в нашем юбилейном хронографе к 400-летию города. Также это название упоминается в периодике».

Руководитель областного архива добавляет, что в те времена называть города альтернативными названиями в народе и прессе было в порядке вещей. Например, долгое время в состав губернии входил «Сибирский Чикаго». Догадались, какой это город? Оказывается, Новониколаевск. Во времена последнего технологического и промышленного рывка Российской империи в этом небольшом сибирском городке стали строиться заводы, город рос, как на дрожжах. И потом не просто догнал по всем параметрам, но и перегнал столицу губернии Томск. А потом сменил название на Новосибирск и вовсе «проглотил» конкурента — продолжительное время «Сибирский Чикаго» был центром области, в которую входил и наш город.

Надо сказать, список городов с лестными альтернативными названиями довольно велик. Города в разных регионах присваивали себе имена других населенных пунктов. Как правило, это были названия столиц или крупных промышленных и культурных центров, Но не все, как Томск, смогли сохранить эти названия и умело использовать.

Что дает бренд «Сибирские Афины»? Популярная версия, известная и в Барнауле, гласит: Афины — центр культуры, образования в античном мире. Многие науки и ученые, а также прославленные деятели искусств родом из Древней Греции. Томск — крупный образовательный центр огромного региона. Столько вузов и студентов в Сибири нет, пожалуй, нигде. У нас создаются произведения искусства и делаются научные открытия. Да и историческая архитектура содержит элементы классицизма, в основе которого — древнегреческие формы. Взять главный корпус ТГУ — чем не античный храм?  А потому в последнее время бренд «Сибирские Афины» в Томске получил второе дыхание. У нас проводятся одноименные фестивали, существуют организации с таким названием… Бренд активно продвигался и на международном уровне в пору российско-германского саммита. Но все-таки быть «Афинами» — это быть по-настоящему влиятельным городом, центром не только образовательным и культурным, но и торговым, политическим как 200-300 лет назад. В городе и сейчас должны формироваться инновационные идеи развития общества. Греческие Афины сейчас, судя по новостям, — головная боль Европы, а Томск — развивается и хорошеет день за днем. Так, может, Афины ждет судьба Рима? И слава Афин сибирских затмит славу Афин греческих? 

Владислав Пирогов