Источник фото: www.ridus.ru/www.pravmir.ru/vk.com/enigma-project.ru/
Авторские материалы

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

16:10 / 30.09.16
8624
Мы в социальных сетях:

Так как сейчас стало модным оскорбляться на слова и обвинять в чем-то автора, то, пожалуй, стоит сразу начать с оправданий.

Я взрослая женщина, никогда не делала абортов и очень надеюсь, что делать их не придется. Признаю право людей иметь или не иметь детей по своему желанию, так что мне одинаково приятны и чайлдфри, и многодетные родители, если, конечно, и те и другие не выливают тонны ненависти на окружающих.

Искренне считаю, что аборт губителен не только для плода, но и для здоровья и психики несостоявшейся матери, психики несостоявшегося отца и отношений в семье/паре. И да, мне приятно видеть вокруг многодетные семьи, где два-три, четыре и больше детей, которых родители могут, во-первых,  родить без значительного ущерба для здоровья матери, во-вторых, нормально содержать и воспитывать, дать образование и вырастить нормальными людьми. Такие семьи среди моих знакомых есть, чему я искренне рада.

Кроме того, я уважительно отношусь к любым организациям, религиозным и общественным объединениям от буддистов до толкиенистов и признаю их право отстаивать в обществе свои интересы более-менее некровожадными способами.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Есть такие новости, которые «выстреливают» сразу в общество, поднимая вокруг себя шумиху из тысячи мнений, эпитетов и переживаний. И утро 28 сентября по новостной повестке можно сравнить разве что с выстрелом дуплетом из ружья в упор. С «контрольным» в лоб по окончании процесса.

Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл после очередной службы подписывает петицию православных к правительству с просьбой о полном запрете абортов и продажи абортивных средств, а также запрете репродуктивных технологий на территории России. Потом горячо любимая россиянами Елена Мизулина сообщает, что правительство поддержало внесенный ею в июне законопроект о запрете бэби-боксов. И вишенкой на торте новостной повестки дня стало заявление новоназначенного детского омбудсмена Анны Кузнецовой о том, что она позицию патриарха по запрету абортов поддерживает.

«Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию, при этом, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода», — заявила Анна Кузнецова.

Сейчас я должна, по идее, буквально напичкать текст цифрами и фактами, доказывающими, что те самые цивилизованные страны, где отказались от абортов — это в основном страны третьего мира. Там женщине и за выход без накидки на улицу голову камнем проломить могут. А в большинстве бездуховных развитых стран аборты разрешают делать без проблем. Можно еще написать о том, что гораздо эффективней нормально рассказывать школьникам, что такое секс и как пользоваться контрацептивами, чем учить воздержанию до брака и высокой духовности. Высокая духовность не всех пронимает, а контрацептив – штука нужная и в семейном быту. Но мне лень это писать, поэтому гуглите сами.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

В принципе, и так понятно, что если аборты все-таки ограничат или запретят, то жертв будет больше.

На аборт ведь идут не из любопытства, с желанием причинить как можно больше боли скоплению тканей в матке, тем более, что понятие боли относительно до тех пор, пока не сформировались нервные окончания (кому интересно, это происходит позже установленных законом 12 недель). Нет, туда уже приходят в каком-то смысле жертвы этого общества, которым не хватило ума, расчетливости, денег и любви близких, чтобы спланировать свое размножение. Или женщины в совсем уж отчаянных ситуациях, когда аборт рекомендуют медики. То есть, на аборт приходят, когда уже все пошло не так, как они планировали, когда чувствуют угрозу своему будущему, будущему других детей или будущему ребенка, случись ему родиться. Запретите один способ решить проблему, найдутся другие способы.

Например, те, кто богаче и упрямей, пойдут на аборт, платный ли, криминальный ли, с непредсказуемыми последствиями для женщины и вполне предсказуемым исходом для плода. А те, кому «и так сойдет», будут избавляться от «проблемы» другими способами: детдом, убийство, то же воспитание в стиле «и так сойдет». Нет, ситуации бывают разные, и я, конечно, верю в то, что в женщине могут вдруг проснуться материнские инстинкты, у нее вдруг появятся деньги, муж, образование, жилплощадь, любящие родственники или чего там не хватает для рождения незапланированного ребенка.

Но поверьте, после того, как несколько лет поработаешь корреспондентом в любом из СМИ, становится ясно, что от ненужных детей избавляются довольно часто, и отказ в роддоме, подкидывание в бэби-бокс или на крыльцо больницы — это еще очень цивилизованный способ. Детей топят и душат, как котят, расчленяют, забивают до смерти, оставляют на морозе, накачивают водкой, чтобы не орали, чаще всего — просто не кормят и оставляют подолгу одних. Кого-то успевают спасти ПДН или опека, кого-то — нет.

Однажды пришлось наблюдать, как сотрудники очередного приюта для проблемных детей пытались накормить с ложечки двухлетнюю девочку с плоским затылком и странной реакцией на людей. Выяснилось, что сидеть, ползать, ходить, разговаривать, даже нормально пережевывать пищу ребенка не учили. Девочку забрали из семьи, где она преимущественно лежала и пила смесь из бутылки. Если кричала — били. Шансы на то, что этот ребенок станет когда-нибудь нормальным социализированным человеком, очень малы. Зато, как говорится, не аборт.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Но все это частности. Ужасные частности, и их может стать в разы больше в зависимости от результатов общественной дискуссии, которая сейчас только-только набирает обороты в нашей стране. Но то, что происходит в обществе, — и есть самое интересное.

Больше всего вся «прогрессивная общественность» сейчас ненавидит патриарха Кирилла, некоторые из пользователей соцсетей уже успели окрестить его Kill real (погуглите, серьезно) и выливают в Рунет потоки возмущения по поводу подписи под петицией о полном запрете абортов, абортивных средств и ЭКО. Как по мне, сама подпись ни разу не смешная, а вот крики пользователей Рунета и реакция пиар-службы РПЦ забавны неимоверно.

Чтобы понять, что, собственно, смешно, и почему лично у меня претензий к патриарху за эту подпись нет от слова вообще, да и у вас не должно быть, нужно понимать, что вся петиция — это краткое изложение основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

Для понимания: существует несколько веков вполне себе развитая религиозная организация, лидеры которой  лет 15 назад собрались обсудить, как ко всем этим новомодным технологиям верующим относиться. Обсудили и решили. И всем об этом рассказали. И даже книжки напечатали. Кто не верит, погуглите «Социальную концепцию РПЦ», где все эти положения-требования черным по-белому прописаны.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

У меня, правда, в голове почему-то не выстраивается логическая цепочка. Почему, например, зачатие — это воля Бога, даже если половой акт произошел в темном переулке, и будущая мама орала и отбивалась от папы, да и вообще отца ребенка видела только краем глаза во время жутковатого и довольно травматичного действа. Или, например, когда, мама — школьница наподобие «солевой», перепившая на вписке или в клубе, и кто там папа — без ДНК-экспертизы не разберешься. Или когда будущая мама — героиновая наркоманка, и ребенок первые и последние два месяца своей жизни проведет в реанимации, вопя от боли, потому что с такими патологиями не живут. И вот все это — воля Бога. И рожать надо обязательно.

А вот руку провидения в том, что последние сто лет тысячи ученых по всему миру старались, трудились, совершали невероятные открытия, чтобы в 21 веке бездетная пара, которая хочет ребенка, смогла наконец-то сделать ЭКО и стать родителями, церковь почему-то не видит. Ни точные руки и ясный ум врача, у которого бабушка, возможно, три поколения назад чудом выжила в Ленинграде и основала династию медиков, ни сам процесс слияния яйцеклетки со спермотазоидом в искусственных условиях, ни то, что ЭКО все-таки проходит удачно (далеко не у всех и не с первой попытки) почему-то к категорию божественного представители церкви не вписывают и рожать таким образом детей, хоть и крайне желанных, хотят запретить.

Но и это тоже частности. Главное другое. Полный запрет абортов и ЭКО — не прихоть группы верующих, а публичная и последовательная позиция РПЦ, и патриарху, простите за каламбур, грех было не поставить подпись под такой бумагой. А как иначе? В конце-концов, он духовный лидер или кто?

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

А вот дальше начинается натуральный цирк: буквально через пару часов после того, как новость о подписанной петиции разошлась по всем СМИ и блогам и поднялась волна возмущения, пиар-служба РПЦ стала объяснять, что, мол, все неправда и патриарх подписался лишь под требованием вывести аборты из системы ОМС, а не запретить вовсе.

И это уже совсем весело, потому что, с одной стороны, господа возмущающиеся явно не понимают, что любая организация имеет все основания отстаивать свои взгляды и убеждения, какими бы прогрессивными или ортодоксальными они ни были, а с другой стороны — пиарщики РПЦ не поскупились и щедро подложили своему лидеру ложку дегтя в имидж. Потому что есть разница между человеком, который готов, словно лев, защищать то, во что свято верит сам и верят его последователи, какими бы взгляды эти ни казались остальным. И гражданином, вместе с другими скромно просящим государство не тратить лишние деньги на ненужную, по его мнению, медпроцедуру.

А так как государство светское, тут уже закономерный вопрос назревает: а вы почему, собственно, граждане подписавшиеся, указываете, нужно ставить пломбы и делать аборты за счет государства или нет? Вы ведь даже если в ОМС и «вкидывались», то вас всего 1-2 миллиона (а пока и вообще 300 тысяч) на 140 миллионов остальных. Чувствуете разницу?

Получается, возможно, благодаря горе-пиарщикам, что конечная-то цель православных ясна и давно написана, но признаваться в этом открыто они как бы и стесняются, убеждая всех, что хотят не как у них написано, а так, серединка-наполовинку, чтобы совсем уж общество не кошмарить.

Ну и ладно, казалось бы, хотят запретить аборты да хотят. В конце концов, это какой-никакой, да порядок: христиане должны требовать запрета абортов, полицейские должны ловить преступников, буддисты — стремиться уйти в Нирвану, сатанисты — таскать на мессы черных козлов. Все при деле, никто никому не мешает. В США и многих других западных странах, например, уже несколько поколений существует субкультура пролайферов, которые буквально оккупируют больницы и медцентры. Трясут плакатами, орут речевки и в целом общество не особо напрягают.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Но у нас от дежурного, по сути, заявления РПЦ третий день на ушах стоит весь Рунет. Откуда же такой ажиотаж? А ларчик просто открывается: люди боятся. Обществу в очередной раз «наступили на больное»: многие инициативы верующих/гражданских активистов с неясным положительным эффектом подозрительно быстро переходят в разряд законодательных инициатив и их, не стесняясь, озвучивают представители власти.

Вот, например, новая детский омбудсмен Анна Кузнецова со своим выступлением про аборты. Да, многих смущает то, что она попадья. И заявление о «новой науке телегонии», от которого теперь Анна Кузнецова старательно открещивается, тоже смущает. В принципе, все равно, верит ли Кузнецова в Бога, является ли ярой поттероманкой или тусит с неформалами, да и заявления десятилетней давности тоже не аргумент. Всякое бывает, люди меняются. Главное, чтобы она свои личные хобби не тянула в политику и профессиональную сферу. Что, собственно, новоиспеченная омбудсмен тут же и сделала, публично поддержав патриарха.

На следующий день, правда, детский омбудсмен, чьей основной обязанностью является все-таки защищать интересы уже живущих несовершеннолетних, а не внеплановые беременности, «опомнилась» и уточнила, что против запретов как таковых и нужно все-таки системно поддерживать материнство, отговаривать женщин от абортов и проповедовать традиционные ценности.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Страница в соцсети Анны Кузнецовой, кстати, «забита» сообщениями о сборе средств/вещей/денег/канцтоваров для все-таки решивших рожать внеплановых детей матерей-одиночек и детей из нищих семей. Женщина пишет, что таких благотворительных фондов, который курирует она, в России единицы (под эгидой РПЦ — чуть более 40), да и тех порой вышвыривают из арендованных помещений злые депутаты.

Есть пример еще интереснее. В сентябре прошлого года на патриаршей комиссии по вопросам материнства и детства во время одного из выступлений называют бэби-боксы (к тому времени в России появились все-таки кое-где бэби-боксы) «орудием войны Запада против семьи». И пользователи Рунета иронично посмеиваются над излишне хлесткой формулировкой. А через год, в сентябре 2016-го, Елена Мизулина уже объявляет, что правительство, которое на эти самые коробки для детей выделяло немало средств, теперь поддержало запрет бэби-боксов в России. Что называется, приехали, куда не ждали.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Вот в этом-то и проблема. Стараниями власть имущих чаяния людей, по сути, принадлежащих к определенной субкультуре, выносятся на государственный уровень.

По закону, требования православных верующих запретить аборты ничем не хуже и не лучше требований нудистов разрешить всем ходить голыми в черте города летом (для здоровья, мол, полезно, с природой гармонию установить помогает, опять-таки). Но поддержка власти в корне меняет ситуацию, и доказывать свою правоту приходится уже не меньшинству — это большинство вопит от возмущения и страха, пытаясь отгородиться от всякого рода инициатив. А активистов все больше и больше, они лезут, как черти из табакерки, и власти их не то чтобы поддерживают, но не препятствуют — точно. За последний год жители страны наблюдают какой-то непрекращающийся многосерийный триллер «Активисты против здравого смысла»: казаки против покемонов, питерская бабушка против голой статуи, казаки против скульптур, офицеры России против выставки с фотографиями детей-нудистов. Список обиженных, оскорбленных, возмущенных и требующих пополнится в ближайшем будущем, я уверена. Да и вам пора привыкнуть, что толпы требующих и вопящих активистов, выступающих за принудительную нравственность — теперь элемент внутренней политики страны.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Так что не в абортах дело (которые, по моему скромному разумению, все-таки выведут из системы ОМС через год-два — уж чересчур велик соблазн сэкономить деньги, поддавшись «требованию общественности»), а в том, что сейчас решается, в каком направлении будет развиваться страна в ближайшие годы — будем ли мы вместе со всем миром развивать принципы гражданского гуманизма или все-таки выберем традиционные ценности. И люди религиозные, а также активисты-общественники выступают теперь в качестве реальной политической силы, одобренной «сверху».

Кстати, ни сама ситуация, ни идеи и приемы возникновения во внутренней политике силы, которая выступает в качестве «за все хорошее против всего плохого» далеко не нова: как только в стране (любой стране) возникает политический и экономический кризис, что-то подобное пытается прорваться к власти. В Италии времен Ренессанса был Саванарола, сначала буквально обласканный и пропиаренный правителями (и все мы знаем, чем это кончилось), в Германии времен Веймарской республики были гражданские и политические активисты (и все мы знаем, чем это кончилось). В двух крупных восточных странах, Афганистане и Иране, развивавшихся по западным стандартам, относительно недавно прошли исламские революции.

Игры на костях: как запрет абортов используют во внутренней политике

Есть такой хороший фильм, «Агора», который показывает, как рушилась изнутри Римская империя, меняя идеалы античности, науку и гуманизм на духовные ценности, нравственность и запреты. Посмотрите обязательно. Заканчивается все тем, что сторонники нравственности сжигают Александрийскую библиотеку, нападают на театр, а потом сдирают кожу с женщины-ученого. В следующий раз, когда услышите новости про очередных активистов, разбрызгиваюших мочу на фотографии или разносящих к чертям собачьим выставку современного искусства, просто выдохните, включите этот фильм, и успокойте себя тем, что до сожжения библиотек и разгрома университетов дело пока не дошло. Надеюсь, и не дойдет.

Екатерина Бухтиярова

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.