Что мы обычно вспоминаем при слове «учитель»? Как правило — женщину среднего возраста и фразы, от которых вздрагивали в детстве: «Дневник на стол!», «А сейчас я буду спрашивать по журналу», «К доске пойдет...».

А вот у выпускников Каргасокской школы-интерната , скорее всего, за последние годы сформировались другие ассоциации со школьной жизнью. Ведь историю у многих из них преподает Алексей Воробьев-Исаев, кандидат исторических наук и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» в 2015 году. Десять лет назад он переехал в Каргасок из Новосибирска.

Учительская династия

Стать учителем истории Алексей решил, глядя на своего отца, который тоже преподавал этот предмет. А свои первые уроки будущий педагог начал вести еще в шестом классе. И это была история. Признается, что даже не брал на уроки учебник — очень уж хорошо знал, что в нем написано. Ни учась в Новосибирском педуниверситете, ни готовясь к своим первым занятиям, Алексей ни разу не пожалел о выбранном пути.

Вторым любимым делом стала археология.

— То, что археология — это мое, я понял еще в детстве, — делится воспоминаниями педагог. — Когда копал картошку у бабушки в огороде, мне попались кусочки керамики. Я начал их собирать. С этого времени и началось мое увлечение археологией. За школьные годы коллекция керамики стала довольно внушительной, а я без колебаний решил поступить на исторический факультет Новосибирского педагогического университета. В студенчестве я стал сотрудником университетского музея и уезжал в экспедиции с мая до середины ноября. Я как-то посчитал, сколько времени за свою жизнь провел в археологических экспедициях. Вышло несколько лет. С женой мы тоже познакомились благодаря археологии. Она — историк по образованию. Однажды Людмила выступала на научной конференции. Там мы и нашли друг друга.

Двоих сыновей супруги Воробьевы-Исаевы уже с детства приучают к полевым условиям: старший побывал в своей первой археологической экспедиции, едва ему исполнилось полгода. Сейчас он учится в четвертом классе и имеет в послужном списке уже шесть экспедиций. Летом Воробьевы-Исаевы почти не появляются дома: длинный учительский отпуск проходит в экспедициях.

Жена Алексея, Людмила, родом из Каргаска. Она тоже из учительской династии. Ее мама, Надежда Исаева, преподавала в Каргасокской школе-интернате в начальных классах. Однажды супруги решили переехать на малую родину Людмилы. По приезду оба устроились на работу в Каргасокскую школу-интернат и ведут там историю и обществознание.

Это заведение имеет богатую историю. В советские годы в школе преподавали многие ссыльные, очень образованные люди. Школа давно считалась одной из лучших в области. В этом году в независимой оценке качества образовательных организаций Томской области Каргасокская школа заняла первое место. В коллективе сейчас работают около 90 педагогов. Его костяк составляют местные жители, но немало и тех, кто переехал в Каргасок из других районов и городов. Алексей

Воробьев-Исаев говорит, что ни на минуту не почувствовал какого-то отчуждения: коллеги активно помогали и поддерживали, и никогда не относились с пренебрежением к человеку, переехавшему из города.

В школе Алексей преподает вместе с супругой одни и те же предметы. Жить в учительской семье иной раз непросто: работа в две школьные смены, множество дополнительных нагрузок, проверка тетрадей по вечерам. А нужно еще уделять время сыновьям, помогать родителям с большим хозяйством. Но есть и плюсы: учителя истории и обществоведения могут подстраховывать и помогать друг другу на работе.

Ученики Алексея Анатольевича побеждают на олимпиадах регионального уровня. Возможно, секрет в том, что на уроках он не ограничивается своими предметами. Главное, по его мнению, тренировать мышление детей. Поэтому периодически классы дружно решают логические задачки. Причем до ответа ученики должны дойти сами. Если им это удается плохо, задачу не упрощают и не говорят в итоге разгадку. Ученики Алексея Анатольевича любят. Особенно повезло тем, у кого он классный руководитель. Про них он говорит просто: «Мои дети».

Сокровища реки Тым

Экспедицию с таким названием Алексей стал организовывать почти сразу, как переехал в Каргасок. В нее он брал школьников из своего археологического кружка, и ребятишек из соседних деревень. В этом году в ней поучаствовали и ребята из Корниловской школы Томского района.

— Экспедиция — мероприятие комплексное. Мы стараемся показать детям жизнь такой, какая она есть, — объясняет педагог. — В каждом из пунктов, где мы останавливаемся, есть какое-то природное или культурное сокровище. Мы стараемся показать детям, что стоит ими пользоваться, и при этом беречь и сохранять. Леса Каргасокского района, к примеру, богаты белыми грибами. В сезон, хоть и с очень большим трудом, но местные жители могут заработать семьей до 20 000 рублей в день, лишь собирая и сдавая их. А если перерабатывают — еще больше. В Усть-Тыме много рыбы, иной раз попадается стерлядь. В Туземном районе в годы репрессий было сконцентрировано много малых северных народов — селькупы, эвенки и ханты. Во время экспедиций мы записали там очень много интересного о культуре, верованиях и фольклоре этих людей. Многие их традиции здесь сохраняются до сих пор.

Проблемы местных жителей тоже попадают во внимание участников экспедиции: школьники даже проводили круглые столы вместе с населением и администрацией сел. По мнению педагога, подобные экспедиции призваны показать ребятам перспективы и возможности жизни на родной земле.

Периодически Алексей Анатольевич вывозит школьников в археологические экспедиции в Кожевниковский район. Там они занимаются экспериментальной археологией. К примеру, периодически реконструируют коптильню эпохи поздней бронзы. Она состоит из шалаша и небольшого рва. Наблюдая за воссозданием древней коптильни, дети восхищенно говорят: «Мы как будто попали в сказку»! Самое большое впечатление на школьников производит чум – чадыр, в котором можно и посидеть, и развести костер. Иногда Алексей Воробьев-Исаев восстанавливает с детьми технологию изготовления уличных печей - коров. Это довольно тяжелое занятие, так как нужно много глины. Некоторые из таких печей, кстати, до сих пор встречаются на реке Тым, но постепенно они исчезают. Есть свидетельства, что их использовали для выпечки хлеба даже в 40-градусный мороз.

На вопрос, сильно ли отличается работа в сельской школе от работы в школе городской, Алексей отвечает вдумчиво.

— Сельские дети гораздо спокойнее городских, с ними куда легче найти общий язык, — отвечает педагог. — Если говорить о каких-то особенностях работы, то их нет. Главное, не где находится школа, а на что настроены ее директор и коллектив. Как говорится, кадры решают все. Вот наша школа, к примеру, делает упор на интеллектуальное развитие учеников. Единственное, мешает удаленность от областного центра. Расстояние до Томска у нас 460 километров, и не на всем пути дорога нормальная. Поэтому от некоторых мероприятий, к сожалению, приходится отказываться только из-за транспортной недоступности.

На вопрос, что даёт ему силы в непростой работе, Алексей Анатольевич отвечает: «Интерес ребят. Иной раз они преображаются, и вместе с интересом к одному из моих предметов меняются как личности, становятся ответственнее. Приятно наблюдать за этим процессом».