В пятницу, 3 ноября, в Томске пройдет спектакль Московского театра кошек «Страна Кошландия». В спектакле соединятся драматургия, цирковые трюки с кошками и танцы. Накануне спектакля художественный руководитель театра Владимир Куклачев, продюсер Егор Бордовских, а также артисты кот Буслай и терьер Тося встретились с журналистами в медиацентре РИА Томск. Участники пресс-конференции рассказали о театре, о лохматых артистах, попадающих в труппу, а также о том, как обращаться с кошкой, чтобы она согласилась выполнять трюки.

Театр: сюжет, классическая музыка и конкуренция

Владимир Куклачев долго искал свой путь в творчестве, ему хотелось реализовать себя так, чтобы принести максимальную пользу публике. Работая на сцене в качестве артиста балета, он много раз выступал перед детьми. Слыша детский смех, он понял, что все-таки он не артист балета, а танцующий клоун, хотя клоуном быть никогда не хотел. Изучая этот путь, Владимир однажды собрал целую команду, пригласил уникальных дрессировщиков и режиссера — Валерия Меркулова, лауреата премии правительства России, который и придумал композицию и спектакль.

«Это сказочный мир, дети попадают в мультфильм, но они и участники действия, мы с ними общаемся. Самое главное — оформление, весь спектакль звучит классическая музыка. Буслай и Тося тоже с нами общаются, у них есть текст, они тоже разговаривают. Такое в истории искусств происходит впервые. Мы искали новые трюки с кошками, новые пути, как больше задействовать детей, чтобы они больше кричали, смеялись. В итоге получилось  действие, которое никогда в истории искусств не происходило: есть драматический театр, основа, идет сюжет, разговаривают кошки, собаки, там же немножко балета и немного клоунады, чтобы дети смеялись», — рассказал Куклачев.

По сюжету главный герой — кот, и герой Куклачева идет вместе с ним к Лунному коту в страну Кошландию, а этот Лунный кот исполняет самые заветные желания. Свои желания в спектакле озвучивают оба: и Владимир, и кот.

«Мне кажется, сегодня мир немного суровый, в интернете все эти ужасы… Дети посмотрели наш спектакль, на улице увидят кошечку и, если раньше могли кинуть камень, то сейчас подумают, что она, может быть, тоже идет к Лунному коту загадать желание. У животных в нашем спектакле тоже есть свои чувства, эмоции, они так же любят, у них есть сложности. Для детей это очень важно, после спектакля они будут по-другому относиться к животным, не только к кошкам, а вообще к окружающему нас миру и друг к другу», — уверен художественный руководитель Московского театра кошек.

По словам продюсера шоу Егора Бордовских, ему не хотелось создавать спектакль, как у всех. Была поставлена задача — сделать так, чтобы у зрителя, вышедшего из театра, что-то в голове осталось, именно поэтому в спектакле есть сюжет и классическая музыка.

«Мы подбирали музыку не просто как в Большом театре. Приведи ребенка на оперу — он через десять минут скажет, мол, куда я попал, уведите меня. Мы вырезали самые интересные кусочки, которые нам подходят по сюжету. Посмотрев спектакль, человек в жизни не скажет, что сидел в театре оперы и балета, и слушать это было невозможно. Выбираем ту музыку, которая легко будет восприниматься детьми на слух, чтобы ритмы были нескучные. Классическая музыка развивает вкус», — добавил Бордовских.

По словам Владимира Куклачева, в Томск для участия в спектакле приехали 35 кошек. Вообще, животные ведут себя как настоящие артисты и даже конкурируют за роль.

«У нас есть трюк, который исполняют одновременно три кошечки. И есть один котик, Лексус, маленький, худенький, с людьми очень скромный, всегда спокойный и нежный. А с кошками во время трюка — нет: он толкает их, спихивает, они падают. Это он ревнует, у него творческая ревность, мол, я хочу это сделать, а другие не будут», — рассказал Куклачев.

Кот Буслай, добавил худрук театра, так любит внимание к своей персоне, что порой не хочет покидать сцену. Артисты его не выгоняют, даже иногда подстраиваются под его желания.

«Иногда Буся сделает свой трюк, его за кулисами зовут, мол, иди к нам, дадим вкусняшку, а он — «я не пойду, я на сцене». Даже немного спектакль останавливал: у нас действие, а он не уходит. В этом и заключается специфика: мы всегда готовы пойти за животными и где-то их подождать, уйти вместе с ними в импровизацию. С кошками стабильно невозможно запрограммировать действие: всегда разный зал, они всегда по-разному реагируют на публику, на местность, и иногда Буся выбивает дверь своей клетки и пробегает по сцене с поднятым хвостом. Это у него внутри, он артист. Когда появился в театре, сразу соблазнил весь женский персонал. И мур-мур, и фур-фур, и за ушко укусить… Когда он чувствует, что человека покорил, тогда успокаивается и идет к следующему», — рассказал Владимир.

Во время спектакля артисты всегда общаются с детьми. Они признаются: когда дети кричат после представления «браво!», «молодцы!», «спасибо!» — это самая ценная награда.

Лохматые артисты

По словам художественного руководителя театра, на «кис-кис» артисты не откликаются, только на имя. Все они, в том числе, кот Буслай, когда-то проявили свои актерские способности и были замечены сотрудниками театра. Буслай — домашний кот жены Владимира Куклачева.

«Буслай всегда очень любил фотографироваться, ему внимание очень дорого. Если перестаешь его гладить — он тебя укусит или поцарапает, мол, продолжай. Не продолжаешь — укусит сильнее. Решили однажды попробовать, как он поведет себя в театре, оказалось, что театр — его стихия. Ему нравится быть на сцене, нравится внимание, он знает, что он красивый. Когда попал в театр, он спускался в зрительный зал и общался с людьми, но потом он понял, что дети иногда хватают, и перестал это делать. Буся всегда чувствует, что у него есть зритель, и выделывается», — пояснил Куклачев.

Собака Тося — тибетский терьер, она попала в театр из приюта, была нездорова, и будущую артистку пришлось выхаживать. Уже начав выступать в театре, Тося заработала психологическую травму: исполнив трюк, она вернулась за кулисы, и на нее тут же нечаянно упала девушка. Собака запомнила: после того, как она отработала, за кулисами на нее упадут. И стала бояться выходить на сцену. Сотрудники театра меняли действие и музыку, чтобы ничего не напоминало Тосе о неприятном инциденте, и она пришла в себя, снова начала выступать. По словам артистов, терьер обладает особой энергетикой: увидев Тосю на сцене, и дети, и взрослые начинают радоваться.

«Это не рабы и не слуги, это наши члены коллектива, они такие же артисты, они так же «держат» зрителя. Когда выбегает кошечка и что-то делает, дети открываются, и дальше проще донести до них воспитательные моменты, они лучше воспринимают, что хорошо, а что плохо», — добавил Владимир Куклачев.

Как обращаться с кошками

Гости медиацентра подчеркнули: артистом театра может стать любое животное, главное — чтобы оно не боялось людей, музыки и аплодисментов. Трюки может выполнять любая кошка, если только сама этого захочет.

Для работы с животными в Московский театр кошек пригласили уникальных дрессировщиков — Якова и Олесю Экк. Они пояснили: с кошками нужно просто разговаривать во время репетиции, не нужно никаких команд.

«Кошка уникальна тем, что на планете это самое грациозное животное. Человек должен долго учиться, чтобы делать трюки, а кошка родилась — и в любую секунду может встать и сделать трюк, совершенно нереально может двигаться, это их возможности. Каждая  может делать трюки. Если что-то кошка не делает, это не значит, что она не может, что она глупая и не слышит. А кошка думает, мол, зачем мне тебя слышать, ты меня не уважаешь, как с животным со мной обращаешься», — рассказал Владимир Куклачев.

Самое главное, по его мнению — это взаимоотношение. Заставлять кошку, дрессировать ее совершенно не нужно. Кошки более тонко ощущают жизнь, и то, что человеку кажется трюком, для них обычное дело, и они делают это из уважения к людям.

«Мы специально подбираем кошек, которые любят внимание, — добавил Куклачев. — Домашние кошки часто не любят внимание, не любят, когда их гладят, они сами подойдут, когда им надо. Навязывание человеком своей любви — камень преткновения и нарушение отношений. Как ты относишься к животному, так и оно к тебе, это самое главное».

Екатерина Руденко