Tomsk.ru продолжает новую рубрику «Невидимые люди». Журналисты рассказывают о томичах, мимо которых мы ежедневно проходим, практически не замечая их существования, — это кондукторы, уборщицы, строители, сотрудники ДПС и так далее. В прошлый раз мы поговорили с администратором туалета. 

«Вам маленький или большой пакетик?», «Что-нибудь еще?», «Возьмите еще вот этот батончик, он по акции», «Наличный или безналичный расчет?», «Не забудьте сдачу». Что-то знакомое, правда? Эти порой раздражающие обращения мы слышим в свой адрес ежедневно, когда доходит наша очередь оплачивать покупку на кассе супермаркета. Корреспондент Tomsk.ru встретился с кассиром Евгенией Тайской (имя изменено), которая уже почти десять лет работает в супермаркете одной из крупных торговых сетей города.

На должность кассира выстраивались в очередь 

С Евгенией мы встретились в кофейне. Перед встречей женщина поставила несколько условий: не называть ее настоящие имя и возраст, не уточнять место работы и не описывать внешность и поведение, потому что после публикации материала, который, по ее словам, будет полностью противоречить корпоративной этике компании, ее несомненно уволят.

 Евгения, когда мы с вами договаривались о встрече, вы сказали, что работаете в торговле почти десять лет. Все это время вы проработали на должности кассира или начинали с чего-то другого? 

— Начинала с продавца-консультанта,  раскладывала товар в отделе «молочки». 

 В молочном отделе, как я понимаю? Но ведь там морозильные камеры… Не мерзли?

 Ну а как вы сами думаете? Мерзла, конечно. Иногда приходилось работать с температурой даже. Самое ужасное воспоминание из этих первых пяти лет работы в супермаркете  вечно обветренные руки. Когда работаешь в помещении, где все время холодно и сыро, не спасают ни крема, ни масла, ни перчатки. 

 После работы в молочном отделе вас перевели на кассу?

 Я выжидала очередь. Помню, у нас тогда несколько девочек хотели перейти из зала на кассы. Когда дождалась, начала проходить обучение… Обучение проходило так: садишься, берешь ручку с тетрадкой и смотришь, как коллега-кассир работает, потом она смотрит за тобой и делает вывод, что ты из этого всего запомнила. И уже только потом тебя направляют в офис торговой сети для сдачи экзамена. На экзамене задавали вопросы по работе с кассовым аппаратом, смотрели на скорость работы с ним и отмечали простейшие знания по математике. Были случаи, когда девочки прямо зависали и не могли сосчитать, сколько будет 50 рублей минус 25 рублей. Пора возвращаться в школу. 

— А вы, как я понимаю, в школу-то не вернулись?  подмигиваю я.

 Я по образованию бухгалтер, просто вовремя работать не пошла, долгое время сидела дома в декрете с двумя детьми, и потом мой диплом обесценился. Так что у меня с математикой все хорошо, я сдала экзамен и сразу же приступила к работе. И вот работаю уже почти семь лет. 

 Работу кассира можно назвать сложной? 

 И да, и нет. Если бы вы меня спросили об этом в самом начале, когда я приходила после работы и просто падала без сил, то я бы ответила утвердительно. А сейчас… Все действия выполняются на автомате, ты знаешь абсолютно все, в том числе, как вести себя в стрессовых ситуациях, работаешь в коллективе, где тебя ценят. Так что… Нет, не скажу, что работа сложная.

 А вы весь день сидите за кассой, не вставая?

 Это кто вам такое сказал? Мы совмещаем: какое-то время роемся в зале, что-то раскладываем. Еще есть есть несколько перерывов по 30 минут каждый, обычно их три. А вообще рабочий день кассира длится не меньше 12 часов. Работаем посменно  три через три. 

Денежный вопрос

 Говорят, что недостачи, возникшие к концу дня у кассира, перекладывают на него самого. А работа на кассе в супермаркете предполагает еще и быстрый темп работы, внимательность может страдать. У вас были недостачи?

 Хм… Около тысячи где-то… Скорее всего, кто-то получил от меня больше сдачи, чем положено. 

 Вас, кассиров, в конце смены проверяют/осматривают?

 Зачем? Мы работаем под камерами. А если вы о том, что мы можем что-то стянуть... В нынешних условиях точно не можем. А раньше, когда еще все не было так оснащено, то да, всякое бывало. Но прям деньги не помню, чтобы воровали. Воровали, например, сигареты. Потом таких сорудников, конечно, уволили. 

 А вы сами когда-нибудь брали что-то из товаров?

 Как бы так ответить,  смутилась Евгения.  Да, один раз взяла с кассы «Сникерс» к чаю, деньги за него вернула, но позднее. Так делать тоже нельзя. На этом все.  

 Сколько в среднем кассир может «выручить» в конце дня? 

 400 тысяч. У меня бывало и 980. А вот про заработок магазина в целом не отвечу, система устроена так, что мы не знаем о цифрах выручки коллег. Безопасность, сами понимаете. 

Будни магазина

 У вас есть свод обязательных корпоративных правил?

 Все как у всех. Приходить вовремя, выглядеть опрятно и четко выполнять должностные инструкции. В подробности специально не вдаюсь, чтобы не выдавать, откуда я, мы же с вами договаривались.

 Припомните какие-нибудь забавные рабочие ситуации?

 Да каждый день забавные ситуации, если их можно считать забавными. То какую-нибудь стеклянную тару разобьют и делают вид, что это не они, дальше продолжают ходить по залу, то отказываются от покупки во время расчета, то отправляют в магазин совсем маленького ребенка, который вообще не способен что-то самостоятельно купить. В случае с разбитыми бутылками подходит охранник и говорит: пройдемте. Вот проходят, он показывает по камере, какие претензии к человеку имеет. Ну и все. Человек либо платит, либо вызывают полицию. На моей памяти такое было однажды. Но там только припугнуть пришлось, и человек сразу же нашел у себя в кошельке, чем можно заплатить штраф. Еще раньше воровали  колбасу, коньяк, молоко. Охранник все это пресекал. Приезжала полиция, стандартная схема. Мы даже фотографии этих воришек на специальном стенде развешивали, чтобы им стыдно было. Украденные продукты, кстати, списывали, на полку ни в коем случае не выкладывали. Сейчас воруют меньше.  

 Много несовершеннолетних пытаются купить алкоголь или сигареты? 

— И да, и нет. Особенный пик был в 2010 году, тогда прям напролом шли. Стоит, простите, мальчик мальчиком с тонким голоском и утверждает, что ему точно 18, водку ему продайте. Сейчас такое не случается. Это из-за того, что мы у всех спрашиваем паспорта, и они об этом знают. Думаю, легче сходить тогда не в супермаркет, а в какую-нибудь забегаловку, где точно продадут.   

 То есть инцидентов со штрафами за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним в вашем супермаркте не случалось, верно понимаю? Прям ни разу в течение десяти лет? 

Все верно, ни разу.

 Кассир всегда на виду, случаются ситуации, когда с вами флиртуют покупатели или кто-нибудь из коллег? 

 Я не позволяю себе флиртовать на работе, так что все с этим спокойно. Коллеги мужского пола придерживаются этого же правила.

 Что вас больше всего раздражает в вашей работе?

 Уже ничего.

Покупатели бывают разные 

 У кассира достаточно напряженная работа. Большой оборот денег и общение с людьми. Вам нравится общаться с покупателями?

— Сейчас меня уже ничего не бесит, разве что веселит. Например, раньше меня очень обижало хамство. Честно, я не знаю, как объяснить тот факт, что покупатели очень часто считают тебя ниже по достоинству, если ты обслуживающий персонал. Могут там купюру чуть ли не в лицо бросить, отвечать, закатывая глаза. Или попросить «сбегать за бананчиком». Все время думаю: что? Серьезно? То есть я должна сейчас закрыть свою кассу, встать и пойти тебе за бананчиком? По неопытности реально бегала, сейчас тактично объясняю, что в мои обязанности это точно не входит.      

 То есть вам часто хамят?

 Нет. Когда работаешь в одном месте несколько лет, тебя уже узнают. Я нисколько не постесняюсь и заявлю о том, что даже некоторым уважением пользуюсь. Люди приходят, здороваются, на праздники презенты приносят. Но и примеры с бананами тоже случаются, куда без них, но я не обижаюсь,  снова хохочет женщина.

 Вам когда-нибудь высказывали за ваши стандартные приветственные фразы «пакетик нужен», «что-нибудь еще»?

Женщина смеется.

— Вот за «пакетик» точно нет, люди ведь не дураки, это сервис. А вот за «что-нибудь еще», что, кстати, тоже сервис так-то… Да, было дело. Иногда немножечко огрызаются, но мне необидно, это у них уже какие-то проблемы, не у меня.

 Вы дома на автомате эти заученные фразы не произносите?

 Нет, не произношу, не случалось, но вот иногда мне снится, что я работаю… Но, мне кажется, это обычное явление. У вас, наверное, тоже что-то такое бывает.

— Хочется уточнить про постоянных покупателей. У вас с ними складывается какое-то особенное общение? 

 Ну какое там особенное общение… Только что приветствия и вот бананчики точно не просят принести,  отвечает Евгения, улыбаясь.

 Напоследок хочется задать очень важный вопрос. Вы чаще находитесь дома или на работе?

 И там, и там. У меня график три через три, все успеваю. И поработать, и отдохнуть, и домашние дела переделать.

Елена Завьялова