Сотни километров по ночным скоростным автобанам, через лес, горными «серпантинами», по неизвестной дороге, на незнакомом авто — такой путь проделал томский автолюбитель Андрей Белоусов, ставший участником Regional Media Event 2017 — тест-драйва новых моделей авто от чешского автоконцерна Skoda, который прошел в Германии в ноябре.

В 2017 году Skoda представила российским автолюбителям сразу несколько новинок: обновленные модели Skoda Octavia и Skoda Rapid, а также свой первый SUV — Skoda Kodiaq. Как отреагирует на них российский рынок, станет известно только через несколько месяцев. Но организаторы Regional Media Event предложили российским журналистам и блогерам из разных уголков страны сесть за руль автоновинок и самим прочувствовать все их плюсы и минусы, проехавшись по одной из самых живописных дорог Германии, трассе Шварцвальд-500, и извилистому Винному пути во Франции. О необычном путешествии Андрей Белоусов рассказал корреспонденту Tomsk.ru.

 

Штутгарт. Начало пути

Собственно, я не журналист и не блогер, но, когда в редакцию пришло приглашение от Skoda, нужное сочетание загранпаспорт/шенгенская виза/водительские права/свободные выходные оказалось только у меня, — делится впечатлениями Андрей. — Поэтому на тест-драйв отправился я: обычный российский автолюбитель с 10-летним стажем вождения, точно знающий, какие у нас дороги, расстояния, погода и как эти дороги чистят зимой. По сути — типичный представитель целевой аудитории Skoda.

Четыре часа до Москвы на самолете, сбор у стойки аэропорта всех участников тест-драйва, еще несколько часов в самолете Москва — Штутгарт, и вот мы уже пьем кофе в бизнес-центре штутгартского отеля. Раздача буклетов, краткая презентация от представителей автоконцерна, из которой становится ясно, что вот уже несколько лет продажи автомобилей Skoda на российском рынке неуклонно растут благодаря хорошей ценовой политике и своевременному появлению новинок. Собственно, краткая презентация новинок.

Что дальше? Если честно, я ждал, что нам покажут несколько видеороликов о создании авто, дадут потрогать/посидеть/проехаться по автодрому, ну, может быть, еще свозят на завод и, в качестве зрелищной «изюминки», продемонстрируют краш-тест новых моделей. На деле все оказалось куда неожиданней: нас записали в список на тестирование авто, не спросив, есть ли у нас права, раздали ключи от машин и объяснили, что «проехаться» придется долго — около 230 километров из Германии во Францию и обратно, проделав приличный путь по территории двух стран. Правда, сразу же успокоили, мол, сильно не бойтесь — карта маршрута уже «забита» в навигаторы, так что потеряться будет сложно.

И вот мы, я и моя спутница Елена, журналист из другого издания, вышли на парковку с ключами в руках. Повсюду развиваются флаги Skoda, пасмурно и тепло (ноябрьская погода в Германии примерно соответствует сибирскому октябрю). Нам достался для поездки Skoda Kodiaq красивого бежевого цвета.

Правда медведь

Skoda назвали свой SUV Kodiaq в честь большого бурого медведя, который живет на Аляске. Машина, и правда, похожа на этого зверя: большая, действительно большая, массивная, по моему впечатлению, скорее, «мужская» — угловатые линии светотехники и решетки радиатора, слегка похожие на звериный прищур, плавные линии кузова. Под капотом — 180 лошадиных сил, объем двигателя — два литра, 7-ступенчатая роботизированная коробка DSG. Я больше люблю седаны, но этот «зверь» правда красивый, да и предназначение у него понятное: это машина для семьи, для долгих поездок на отдых на природу, когда важно, чтобы одинаково удобно было ехать по городским улицам и по бездорожью, да еще весь скарб нужно с собой прихватить.

Первым делом мы заглянули в багажник. Крышка багажника оказалась с доводчиком: легкое движение рукой, а дальше машина все делает сама. Места там много и наши небольшие дорожные сумки сиротливо легли на пустое пространство. Я часто езжу с семьей, где двое детей, на Алтай на выходные, так что точно знаю, что в таких поездках проблема «не влезло» каждый раз рискует превратиться в трагедию. Так что большой багажник для семьи — находка.

В салоне просторно, удобно, аккуратная стильная отделка под кожу, немного смущают пластмассовые детали «под дерево» в интерьере салона, которые подозрительно гулко звучат при постукивании, но в целом хорошо. За руль для начала сажусь я и сразу же оцениваю удобство водительского кресла: тело хорошо «легло» — спине удобно, голове удобно, рукам удобно. При таком раскладе дальняя дорога уже не кажется такой тяжелой!

А вот выехать с парковки, к нашему великому смущению, без посторонней помощи не удалось. Мы далеко не сразу разобрались, как в принципе завести автомобиль и тщетно искали замок зажигания. В итоге выяснилось, что напичканной электроникой машине вполне достаточно, чтобы ключ просто находился в салоне, а завести машину можно, нажав кнопку на руле.

Дальнейшее знакомство с функциями автомобиля проходило тоже методом «научного тыка» и меня не покидает ощущение, что я был похож на пенсионера, которому внезапно дали в руки смартфон. Итак, мы «нащупали» как подключаться к интернету, климат-контроль, отдельный для каждого пассажирского места (себе я выставил «погоду» в салоне попрохладнее, спутнице — потеплее), довольно интересную функцию усиления голоса водителя (когда все, что говорит сидящий за рулем, усиливается динамиками и передается пассажирам на заднем сиденье). А еще — подогрев руля, подогрев сидений. Конечно, это далеко не все функции, которые на самом деле есть в этом автомобиле, но у нас появилась проблема посерьезней: мы нечаянно «снесли» половину маршрута на навигаторе. На помощь пришли ребята из сервисной группы, которые восстановили маршрут и проводили нас в дорогу.

Шварцвальд. Сложная дорога

Если бы мне заново предложили проехаться по той дороге, по которой я отправился путешествовать, выдав заранее все ее характеристики, я бы, наверное, отказался. Здравый смысл бы возопил: «На незнакомом авто, с не полностью изученными техническими характеристиками, на ночь глядя, пару сотен километров, среди леса и гор, с крутыми поворотами? Да ни за что!». Шварцвальд-500, по которой мы ехали — самый протяженный туристический маршрут Германии. И, как значится в путеводителях — чуть ли не самый живописный: дорога пролегает сквозь поля и луга, маленькие немецкие деревушки, горные склоны и прославленный братьями Гримм Шварцвальдский лес (Черный лес).

Красотами трассы нам довелось насладиться не полностью — с парковки отеля в Штутгарте мы «стартанули» уже во второй половине дня, так что в основном по шварцвальдской дороге ехали уже в сумерках и ночью, для начала постояв в пробке на одном из автобанов — автомобилистам пришлось пережидать ремонтные работы на шоссе.

Во время движения в пробке выяснилась одна интересная деталь: после остановки в потоке авто двигатель заглох. Пара секунд паники! Потом отпустил педаль тормоза — машина плавно пошла вперед. Удалось быстро разобраться, в чем дело: оказалось, мы изначально выбрали режим экономии топлива, при котором двигатель выключается при любой остановке авто. Такая система помогает здорово экономить на бензине и сохраняет экологию.

Кстати, очень порадовала система навигации Skoda Kodiaq — обо всех возможных препятствиях, будь то ремонтные работы или авария, компьютер предупреждал нас незамедлительно, вовремя оповещал об ограничениях скорости.

С автобана мы свернули на двухполосное шоссе, долго ехали мимо лугов, полей, очень красивых, словно игрушечных, небольших немецких городков с единым стилем архитектуры и узкими пустынными улочками, потом — по лесу. Для туристов путешествия по таким местам действительно интересны, и, ручаюсь, мы проехали с десяток исторических достопримечательностей, увидев их мельком из окна машины. Но знакомиться с жизнью богатой историей германской провинциии было некогда — через пару часов мы должны были отметиться в одном из городков, так сказать, контрольной точке маршрута, чтобы потом двинуться дальше, во Францию.

Хотя «бортовой компьютер», фиксируя температуру за окном, то и дело предупреждал нас о том, что на дороге возможна наледь, состояние дороги порадовало — льда не было, а был ровный чистый асфальт, без ям. Других каких-либо значительных дефектов тоже не было замечено, так что стереотипы о немецкой педантичности нашли еще одно подтверждение.

«Докину» еще пару деталей о характере германских участников дорожного движения: они дисциплинированы, ПДД воспринимают, как должное, так что культура «благодарности» автомобилистов в виде мигания «авариек» — это не про них. Хотя я честно, по отечественной привычке, благодарил других водителей, если меня пропускали на дороге. Еще пример. В одном из городков, на абсолютно пустой дороге, мы пропускали на «зебре» пожилого пешехода с собакой. Мужчина стоял секунд десять, до тех пор, пока не убедился, что мы его точно пропускаем, после чего спокойно и размеренно прошествовал по переходу, дружелюбно помахав нам со спутницей.

Кстати, Шварцвальдский лес оказался действительно черным. В конце ноября, в сумерках, посреди редкой опавшей листвы густо растущие темные сосны создают впечатление таинственности, а резкие повороты, петляющая дорога не дают водителю расслабляться.

Пейзаж настолько дикий, что то и дело ждешь, что на пустынную дорогу из чащи выйдет медведь или олень, но диких зверей мы по пути так и не встретили — только несколько встречных авто. Кстати, когда у авто включены фары дальнего света, они работают на полную мощность только на пустой дороге — когда автомобиль «различает» движущееся навстречу авто, на фары опускаются «шторки», приглушая слепящий свет. Удобная функция, если вспомнить, как страшно ругаются водители, когда им навстречу едет кто-то с дальним светом.

В промежуточный «пункт назначения» нам прибыть вовремя не удалось: заплутав где-то в лесных поворотах, мы опоздали примерно на полтора часа и серьезно оторвались от остальных участников группы тест-драйва. Нас встретили люди из сервисной группы, вручили нам по большому стакану кофе, сказали, что следующее место встречи — Франция. Перекусить и побродить по уютному городку нам из-за опоздания так и не удалось, хотя посмотреть было на что: жители города устроили небольшой пикник на площади — развели костры, жарили сосиски, пили пиво, общались. Бросив прощальный грустный взгляд на празднество, мы отправились в путь дальше.

Во Францию мы въезжали по широкому высокоскоростному автобану без ограничений скорости. Тут Skoda Kodiaq снова показала себя с лучшей стороны: автомобиль даже на большой скорости, а мы выжимали под 170, шел уверенно, двигатель ровно гудел, а система «подруливания» облегчала жизнь водителя. Франция началась внезапно: без блокпостов, без досмотров, просто на дисплее автомобиля высветилось оповещение, а радио «заговорило» по-французски.

Винная дорога Эльзаса

Уже в ночи мы приехали в Отрот — это маленький городишко во Франции, среди холмов и виноградников. Очень живописный: там мало людей, архитектура зданий явно старинная, ухоженные улочки, клумбы, подстриженные кусты, каменная кладка. Атмосферности добавляло еще и то, что вечером в воздухе тянуло дымом — во многих домах еще сохранилось печное отопление, а в какой-то момент зазвонил колокол. Это было очень эпично: создалось впечатление, что или где-то начался пожар и церковь созывает общину на тушение, или началось вторжение немцев — настолько в Отроте все напоминало об историческом прошлом этой земли.

Мы «спешились» и организаторы проводили нас на небольшую частную винодельню, для дегустации вин местного производителя. Стол для дегустации был приготовлен согласно французским традициям: пять сортов вина, несколько сортов горьковатых на вкус и мягких сыров с плесенью, виноград и тонко нарезанное мясо — еда необходима, чтобы оттенить вино. По словам местных производителей, в 2015 году был исключительно хороший сразу по нескольким показателям урожай винограда, и вино из него получилось замечательным по своим свойствам.

После посещения местной винодельни нас проводили в ресторан, где еще предстояло серьезно разобраться, как правильно, не озадачивая персонал, съесть (или выпить?) суп из омара, распутать переплетения пророщенного лука и базилика на рыбе. И уже после ужина усталая и довольная ватага журналистов все-таки разошлась на ночевку по номерам местного отеля. С утра мне еще немного удалось прогуляться по Отроту, полюбоваться местными достопримечательностями, а потом настало время продолжить путь.

Кстати, во время дегустации вин удалось выяснить еще один интересный факт о Франции и Европе. В России допустимая концентрация алкоголя составляет 0,16 промилле, и это очень мало по европейским меркам. Даже в Германии, с ее довольно строгими законами, допустимая концентрация алкоголя у человека за рулем составляет 0,3 промилле, то есть почти в два раза больше, чем в России. Так вот, французские законодатели, похоже, учли все «нюансы» и национальные особенности страны, значительную часть которой занимают виноградники, и у них допустимая норма алкоголя — 0,5 промилле. То есть, в состоянии легкого опьянения сесть за руль для французов — нормально.

Вообще, та область Франции, в которую мы попали, в туристических путеводителях значится как Винный путь Эльзаса: нам предстояло проехать с сотню километров среди виноградников и винодельческих хозяйств, пусть ненадолго, но заглянуть в туристическую жемчужину Эльзас и затем вернуться в Германию.

Тигрица

В этот раз нам с Еленой досталась другая машина — новая Skoda Octavia, белоснежного цвета, с двигателем объемом 1,8 литра, на 180 лошадиных сил и с 6-ступенчатой роботизированной коробкой DSG.

Если Skoda Kodiaq оправдывает свое название и похож на медведя, то Skoda Octavia можно сравнить с тигрицей. У нее более скользящие и легкие линии, она быстрее, маневренней, быстрее разгоняется, мне лично, как любителю седанов, было приятнее ей управлять. Даже звук мотора показался немного мощнее, чем у предыдущей машины. Вообще, у производителей указано, что новая Octavia может разогнаться за семь секунд до 100 километров в час, но нам на это потребовалось немного больше времени.

Обустройство салона и функционал электроники уже не вызвали такого «вау эффекта», как при первой встрече со Skoda: Octavia так же удобна, как и Kodiaq, и у нее фактически тот же набор удобных функций плюс еще и свои собственные «фишки» — до девяти подушек безопасности, система контроля дистанции спереди, распознавания усталости водителя, автоматическая парковка. Плюс такие приятные «мелочи», как идущие в комплекте с машиной скребок и фонарик, держатели для смартфона и очков.

Погода нас порадовала. Если предыдущим днем было сыро и пасмурно, как в октябре, то теперь мы словно бы вернулись в сибирскую золотую осень. Было очень солнечно, тепло, по небу плыли облака, мимо окон «проносились» осенние виноградники, низкие деревья, маленькие деревушки, около каждого большого виноградника — большие кресты с изображением Христа (это местная традиция).

Дорогу на этот раз тоже нельзя было назвать простой: это не было линейным путешествием среди пасторальных пейзажей — то и дело попадались «серпантины», крутые повороты. Причем каких-либо существенных ограничений скорости перед поворотами я не заметил: никаких знаков «20 километров в час», «40 километров в час», как в России. Знак «100 километров в час» и опасный поворот следом  — абсолютно нормальное явление во Франции. В принципе, правильно: водитель сами должны думать на дороге.

Кстати, именно на серпантинах Винного пути Эльзаса мы по достоинству смогли оценить систему ассистента водителя, которая позволяет автомобилю «подруливать» на дороге, опробованную еще по дороге во Францию. Фактически, водителю можно расслабиться на дороге, только иногда машина сообщает, что ей нужна помощь и приходится рулить самому. Немного неприятно, когда на узком участке дороги навстречу на большой скорости выезжают местные, но и к этому тоже со временем привыкаешь.

Студенческий город и «сырная» проблема

Дорогу во Франции мы проехали за четыре часа, причем организаторы нам сделали сюрприз: в одной из точек нам снова предложили продегустировать вино, но, помятуя о разнице между допустимым уровнем алкоголя в крови между Францией и Германией, я не рискнул дегустировать. Тем более, никаких документов на машину, кроме сервисной книжки в бардачке, у нас не было, и с местными «гаишниками» общаться очень не хотелось.

Мы снова сменили авто на уже привычный Skoda Kodiaq, правда, уже другого цвета, и выехали на автобан без ограничений скорости. Мчались со скоростью 200 километров в час и до конечной точки маршрута, немецкого Тюбингена, добрались очень быстро. Там, в красивом старинном студенческом городке, нас ждал великолепный ужин в местном ресторане, ночевка и, на следующий день — путь домой. Правда, мы успели еще попасть на сумасшедшую по уровню веселья вечеринку на улице, где было огромное количество молодежи. Люди пили, пели, гуляли, кидались яблоками, и нас быстро захватила эта атмосфера гулянки в студенческом кампусе.

Уже в Штутгарте, в аэропорту, произошла довольно забавная ситуация. Девушка забыла положить французский сыр в багаж и везла его в ручной клади. Но, так как продукт обладает специфическим запахом, то сотрудники аэропорта настоятельно попросили отправить экзотический продукт в мусорку. В принципе, на этой забавной ноте мы и расстались, разъехавшись по своим регионам.

Резюме

Я не очень искушенный хорошими машинами автолюбитель, и, как и большинство населения, передвигаюсь на машинах среднего класса. Так что машины такого класса, как Skoda Kodiaq и Skoda Octavia, буквально «напичканные» разнообразной электроникой, где все управляется кнопками, я вряд ли могу оценить в сравнении с другими автомобилями этого же класса.

И та, и другая машина хороши в управлении, маневренные, довольно надежные. Skoda Kodiaq медленнее разгоняется, но там меня впечатлила функция обзора «360 градусов». Octavia быстрее, стремительней, и лично мне понравилась больше.

Но, среди всех бесспорных плюсов обоих авто, стоит поставить все же знак вопроса. Дело вот в чем. Даже стояночный тормоз в новых Skoda управляется электроникой: на кнопку нажал — и электроника заблокировала колеса. Если в машинах до 2010 года электроника преимущественно сервисная (сложить зеркала, например), то в новых Skoda электроника управляет фактически всеми функциями автомобиля. Это круто. Но насколько адаптированы Skoda к российским реалиям?

В  России есть одна очень серьезная ежегодная проблема для автолюбителей: зима. И меня очень волнует вопрос: как вся эта электроника будет работать в сильный мороз. Все же знают, что уже при -25 градусах дисплеи на телефонах начинают замерзать. Что будет с машиной, в которой от электроники многое зависит? Может быть, экран на морозе потемнеет, начнет тормозить, и не будет обновлять информацию. Как поведет себя опция экономии топлива на российском перекрестке, когда, например, человек едет с утра на работу в непрогретой машине? Нам понадобилась примерно секунда, чтобы завести двигатель на трассе, но в российских реалиях зимой это секундное промедление уже может быть опасным: и машина в условиях мороза может реагировать чуть дольше, и движение у нас «агрессивнее» — шансы, что в тебя въедут сзади, при таких условиях довольно велики. Насколько европейские производители, привыкшие к одним условиям на дороге, адаптировали свои авто к более суровому климату?

Светлана Данилова