Источник фото: TheDigitalArtist/pixabay.com

Томские разработчики помогли сделать открытие в пирамиде Хеопса

13:00 / 15.01.18

Исследователи пирамиды Хеопса смогли сделать новое открытие с помощью разработки, в создании которой принял участие ученый из Томска. Речь идет о программе Geant4, которую использовали для диагностики древних строений. С ее помощью ученым  удалось найти в пирамиде скрытую комнату над большой галереей, ведущей в Камеру фараона. Длина помещения составляет не менее 30 метров, высота — около […]

Исследователи пирамиды Хеопса смогли сделать новое открытие с помощью разработки, в создании которой принял участие ученый из Томска. Речь идет о программе Geant4, которую использовали для диагностики древних строений. С ее помощью ученым  удалось найти в пирамиде скрытую комнату над большой галереей, ведущей в Камеру фараона. Длина помещения составляет не менее 30 метров, высота — около 15 метров. Для чего точно было предназначено это помещение, пока не ясно. Стоит отметить, что это первое с позапрошлого века крупное открытие в пирамиде Хеопса, к тому же, произошло оно без проведения раскопок.

«В исследованиях ученые использовали инструментарий Geant4, и это не удивительно. Во-первых, на сегодняшний день Geant4 является наиболее продвинутой, и поэтому наиболее востребованной программой моделирования прохождения частиц через вещество. Во-вторых, она находится в открытом доступе, и любой пользователь может скачать ее с сайта geant4.cern.ch и установить на своем компьютере»,— прокомментировал один из разработчиков программы, научный сотрудник лаборатории экспериментальной физики высоких энергий ТГУ Евгений Черняев.

Программа Geant4 позволяет промоделировать прохождение космических частиц через материал пирамиды. Космические мюоны— это вторичные частицы, которые образуются в результате столкновения космических лучей с атомами и молекулами земной атмосферы. Мюоны легко пронизывают каменные блоки и поэтому подходят для мюонной томографии таких массивных объектов, как пирамиды. Если в объекте имеется пустота, то в ее направлении будет наблюдаться существенное увеличение потока мюонов.

«Мы разрабатываем программу Geant4 уже более 20 лет, и область применения этой программы постоянно расширяется. Это не только физика высоких энергий, но и медицина, биология, химия, космос, астрофизика. Например, в Японии ее использовали в онлайн-режиме во время операции по облучению раковой опухоли пациента. Общее количество упоминаний ключевой публикации о Geant4 давно превысило 10 тысяч, и оно постоянно растет», — отметил Евгений Черняев.