Авторские материалы

Война и «Киномир»

12:50 / 27.01.15
5417
Мы в социальных сетях:

Среди тем, которые всегда вызывают споры и конфликты, противостояние водителей и пешеходов давно уже стало классикой. «Не трамвай, объедешь!», — грозят кулаком машине вслед. «Не столб, обойдешь», — бурчит себе под нос недовольный водитель.В Томске новый виток вечной битвы случился на прошлой неделе. ГИБДД внезапно обнаружило, что остановка «Киномир» (она же в быту – «Горький»), оказывается, мешает дорожному движению, да и вообще не совсем соответствует дорожным нормативам и регулярно создает на проспекте Ленина заторы и пробки. Выяснилось также, что из-за ширины тротуара соорудить заездной карман не представляется возможным. И было принято сакраментальное решение — остановку закрыть. Ну или перенести куда-нибудь на площадь Ленина.

Сказать, что возмущению народному теперь нет предела, нельзя — даже несмотря на то, что движение «Пешеходы Томска» уже собирает подписи в отмену этого решения. Но я сегодня хочу поговорить не о том, как важно соблюдение буквы закона, всевозможных норм и нормативов. Я снова о том, как принимает решения наша власть, и что сподвигло людей создать такое движение как «Пешеходы Томска» в принципе. 

Так уж сложилось, что томские автолюбители объединись довольно быстро и вполне успешно научились организованно решать проблемы: помните, как быстро народ разобрался в ситуации, когда на заправке «Газпромнефти» перепутали дизтопливо с бензином? В одной из групп во «ВКонтакте» один за другим появились недоумевающие и возмущенные посты, тему подхватили СМИ, и «Газпромнефти» осталось только одно — признать «Да, ошибка была» и возместить ущерб. А есть тут такие, кто помнит наделавшие шуму пару лет назад акции «Водителей Томска»? Активисты разрисовывали краской дорожные ямы, сажали в них цветочки и доводили мэра Николайчука до белого каления. «Какой мэр, такие и дороги» — помните? И ведь как в воду глядели: пришел новый, дружный с губернатором мэр, и средства на ремонт дорог сразу же нашлись. Ну а категорическим отказом от всевозможного чипсила Иван Кляйн и вовсе отыграл себе не один десяток политических очков. 

Однако со временем, на мой взгляд, у Ивана Григорьевича начала проступать своеобразная «куриная слепота» — некоторых проблем рядовых томичей мэр просто не понимает.

Первый тревожный звоночек поступил, когда новоиспеченный градоначальник, движимый стремлением причесать и помыть город, постановил убрать с остановки «Университет» все ларьки. Для тех, кто в ТГУ не учился и в том районе давно не был, поясняю — на обеих остановках возле университета стоят (пока еще) ларьки с едой: соки и шоколадки, хот-доги и блины. Одним словом — всевозможные перекусы для студентов, которые мотаются из корпуса в корпус на пары. Да, в некоторых корпусах в Университетской роще есть столовые. Но когда добежать до этой столовой попросту не успеваешь, спасение одно — выпрыгнув из маршрутки, купить такую вот шоколадку в ларьке. Ларьки, столь нарушающие, по мнению мэра, эстетику города (хотя вот к железобетонной остановочной коробке возле библиотеки он претензий не имеет) — это пищевой перевалочный пункт. И уж не в пользу ли недавно открывшегося на университете KFC было принято сие соломоново решение? Кто знает…

Вот и теперь Иван Григорьевич продемонстрировал глубокое понимание нужд рядовых томичей, заявив накануне моим коллегам-журналистам: «Остановку в районе «Киномира» нужно ликвидировать, вместо нее организовать в районе БКЗ». На минуточку, около этой остановки — кинотеатр, ТЮЗ, сквер, художественный музей. Про магазины и кафетерии, так и быть, умолчим. Если верить «Дубль Гису», то от ныне существующей остановки до здания «Сбербанка» (где остановка уже когда-то была) — 457 метров. То есть, для того, чтобы приобщиться к прекрасному, людям придется пройти полкилометра. Недурственно, не находите? А теперь я напомню Ивану Григорьевичу, кто у нас чаще всего спешит приобщаться к прекрасному: это мамы с ребятишками, которые идут в ТЮЗ, это студенты, которые идут в кино, это девушки, женщины и бабушки (простите, мужчины, но факты есть факты), которые идут на выставки. И если летом полукилометровый вояж не вызывает особого протеста, то как быть зимой? Давно ли Иван Григорьевич водил пешком своих детей-дошколят по улице в -30, когда влажность 100 % и ветер дует в лицо? Давно ли сотрудники ГИБДД сопровождали на зимних прогулках студенточек, которые своими вечными неуместными каблуками упорно цепляются за утоптанный снег? Про бабушек, дедушек и инвалидов я умолчу. Всем и так давно ясно, что наши улицы не для них.

«Она не на месте. И есть предписание ГИБДД, что на спуске и повороте мы не имеем права на остановку по СНиПам. Все эти годы мы закрывали глаза, что она там», — парирует мэр, апеллируя к букве закона. А хотите, я расскажу, что внезапно заставило власть эти самые глаза раскрыть?

В областном ГИБДД есть специальный отдел, который собирает статистику по аварийности. Этот же отдел решает, где именно ставить светофоры, делать пешеходные переходы и остановки. И если на каком-то участке за год происходит много аварий, или — упаси господи — смерть в результате ДТП, этот отдел принимает меры. В теории все логично и продуманно. А как на практике?

А на практике в одиночку такое решение ГИБДД принять не может, все подобные решения выносятся на обсуждение городской комиссии, в которую входят и представители дорожной полиции, и мэрии. Но есть еще один момент — установка светофоров или обустройство заездных карманов денег стоит. Конкретно — денег, заложенных в бюджете. А бюджет у нас из года в год — что в муниципалитете, что в регионе — какой? Правильно, дефицитный. Поэтому из необходимых городу светофоров ставят далеко не все. И о заездных карманах для остановок ГИБДД иногда приходится только мечтать. Так и получается, что остается у инспекции только один действенный инструмент — запрещать и «не пущать». Что мы и наблюдаем в ситуации с остановкой на «Киномире». Плохая статистика и жалобы есть? Есть. Меры принять обязаны? Обязаны. Вот и приняли. 

Знатоки уже высчитали, что для заездного кармана тротуар возле «Киномира» слишком узкий. Про печально известные и по сей день неприкаянные надземные переходы вспоминать не будем. Вот и остается дилемма: беспощадные СНиПы против пешеходов-горожан. 

Я человек, мыслящий реально, и не думаю, что градоначальник изменит свое решение под влиянием статей. Но я верю в силу человеческого опыта: после того, как на обледеневшем проспекте Ленина новенький «Мерседес» губернатора попал в ДТП, Сергей Анатольевич проявляет поистине пристальное внимание к качеству уборки снега. А потому я предлагаю Ивану Григорьевичу пройтись в 30-градусный морозец от БКЗ или от Главпочтамта до «Киномира» пешком. И искренне надеюсь, что он осознает: мир несколько отличается от вида, открывающегося из окна иномарки представительского класса.

Дарья Веспанова