Источник фото: Дионисий Землянов
Авторские материалы

Монашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополита

10:00 / 22.02.16
12352
Мы в социальных сетях:

Накануне в актовом зале Томской православной духовной семинарии митрополит Томский и Асиновский Ростислав встречался с представителями молодежных православных клубов при храмах Томской епархии. Мероприятие организаторы приурочили к Дню православной молодежи, который отмечается одновременно с православным праздником Сретения Господня. Необычность этой встречи заключалась в том, что томский архиерей обычно не балует своим общением ни молодежь, ни журналистов. В прошлом году с томскими православными беседовал епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан.

Молодежь не знала, чего ожидать, и это беспокойство выражалось даже просьбами снова повторить встречу с епископом Силуаном. Зал на 150 человек был почти заполнен, причем священников было всего человек пять. Остальные — обычная молодежь, не семинаристы даже. Предварительный список вопросов содержал более 70-ти пунктов, разделенных на несколько категорий.

Началась беседа с вопроса из зала о том, почему митрополит в свое время решил принять монашеский постриг. Оказалось, что решение встать на путь служения Церкви тогда еще будущий митрополит принял еще в 12 лет, когда с экскурсией посетил Троице-Сергиеву Лавру. По его словам, тогда он решил после школы поступать в семинарию, несмотря на возражения родителей.

«К советам родителей относительно жизненного пути надо обязательно прислушиваться, принимая самостоятельное решение», — отметил владыка. Он рассказал, что когда решил поступать в семинарию, его мама, будучи неверующей, даже купила большой отрез тюля и пожертвовала его в храм, чтобы ее сына не взяли в семинарию. А когда он все же поступил в это учебное заведение, она жалела о купленной «зря» ткани.

«Что касается моего выбора и жизненного пути, и монашеского служения, то у меня не было каких-то мучительных и долгих размышлений на эту тему», — отметил архиерей.

Другие вопросы были как достаточно наивные — что делать, если приснился страшный сон, так и более серьезные — по каким критериям надо искать свою «вторую половинку». Один из присутствовавших молодых людей спросил, каким образом необходимо бороться с сектантами, если нельзя делать это кулаками? Митрополит ответил, что все делать нужно добром, находя все самое лучшее и объясняя, что все это пропадет даром вне лона Церкви.

Отдельное внимание томская молодежь уделила вопросам о музыке. Вопрос из зала звучал так: можно ли проявить любовь к Богу через современную музыку — рок и хип-хоп? Подобный вопрос был и в предварительном списке, но с несколько иной формулировкой: является ли проявление любви к Богу через рок и хип-хоп кощунством?

«Любовь к Богу может проявляться по-разному. Как писал Иоанн Златоуст, если ты твои земные дела свои будешь совершать с целью богоугождения, то тогда твои земные дела соделаются делами небесными. Поэтому свидетельствовать о Боге можно по-разному. Тут в вопросе конкретизируется музыка: рок и хип-хоп. Что такое хип-хоп я не знаю, но рок я слышал краем уха. Конечно же, истоки рока были нецерковными, и иногда они приобретали характер антицерковный, были неким выпадом против христианской цивилизации, но ведь история знает много примеров, когда  Церковь умела воцерковлять, казалось бы, совершенно расцерковленное и даже богоборческое. Ведь когда Церковь Христова перестала быть гонимой, то многие ранние языческие храмы, которые были посвящены Артемиде, Зевсу, Аполлону, они потом были переосвящены и там совершались богослужения, они становились православными храмами. Поэтому в любую форму можно влить совершенно другое содержание. Конечно, в идеале лучше всего, чтобы человек слушал исключительно церковные пения, колокольный звон, потому что эти церковные мелодии родились в самих недрах нашей Церкви, они освящены благодатной атмосферой Церкви. Что касается рока и хип-хопа, кто-то им (любителям этой музыки — прим. ред.) должен сказать о Христе, и если им о Христе скажет тот человек, который в этом разбирается, то, наверное, в этом тоже есть смысл, главное только не перегнуть палку, чтобы не было какой-то обратной реакции, и эта музыка не уводила от Бога», — рассказал митрополит.

Целый блок вопросов касался целей и действий православных молодежных клубов при томских храмах. Молодежь интересовалась, чего ожидает от нее владыка, какие мероприятия нужно проводить, какова цель существования молодежных клубов, с чего им начинать миссионерскую деятельность.

Митрополит Ростислав призвал молодых людей проводить в своих клубах такие мероприятия, которые смогут быть интересными для нецерковных людей, чтобы затем направить их на духовный путь и помочь в духовном становлении.

Среди неотвеченных вопросов остались личные — на которые томский архиерей отвечать не стал, мотивируя это тем, что такие вещи необходимо обсуждать со своим духовником. На другие вопросы владыка ответить в отведенное время не успел. Молодежь интересовалась, правильно ли ограждать своих детей от фильмов про супергероев, ведь они могут научить самопожертвованию, готовности помочь ближнему и немощному; могут ли социальные сети быть полезными для православного человека; каков критерий распознавания духовного вреда от комплекса физической гимнастики; как убедить атеиста, что Бог есть; как не стать потребителем в эпоху потребления. Возможно, это не последняя встреча митрополита с молодежью, и ответы на эти вопросы все же появятся. 

Наталья Чалык

Фото: иерей Дионисий Землянов

Монашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополитаМонашество, сектанты и хип-хоп: что спрашивает молодежь у митрополита