Источник фото: Валентина Бейкова
Авторские материалы

Выездная проверка: как таблетки попадают в аптеки

21:28 / 10.03.16
9133
Мы в социальных сетях:

Крупнейший производитель готовых лекарственных средств в Западной Сибири, который расположен на проспекте Ленина в городе Томске, начал свою историю в далеком 1913 году как первый аптекарский склад для обслуживания медикаментами местного населения и переселенцев. Сейчас это огромное предприятие, которое входит в группу компаний, являющейся лидером на фармацевтическом рынке России.

Как и в каких условиях производят лекарства? Какие лекарства томского производства можно увидеть в аптеках города? Почему лекарства местного производства стоят необоснованно дорого? На эти и другие вопросы попыталась найти ответы корреспондент нашего портала Валентина Бейкова, которая побывала на крупнейшем фармпредприятии Томска.

Безопасность превыше всего

На предприятии существует строгий пропускной контроль, каждый работник здесь имеет свой электронный пропуск. Журналистов же охранник на входе встречает с заранее подготовленным списком. Отмечаемся и проходим дальше. На вешалке оставляем всю верхнюю одежду и проходим в кабинет начальника цеха по производству таблетированных препаратов Ирины Лахмановой. Прежде чем отправиться на экскурсию по производству, каждый должен пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале, тут все строго.

«Для начала необходимо будет вымыть руки с мылом до локтей, — инструктируют журналистов. — У нас производят лекарственные средства, поэтому, в первую очередь, мы заботимся о безопасности потребителей. Затем необходимо переодеться в спецодежду. При посещении производственных площадок не допускается ношение ювелирных украшений, часов и даже косметики. На производственных участках подается стерильный воздух по определенному направлению, поэтому запрещены различные крики, смех, свисты, чтобы не нарушить этот поток воздуха, запрещены резкие движения, беготня».

Чтобы избежать контакта с таблеточной пылью и лекарственными препаратами, журналистам покажут только цех фасовки готовой продукции.

Все предприятие разделено на две зоны: обычную (административную) и «чистую» (зону производства). Разделены они между собой жирной красной линией и двумя скамейками. Чтобы попасть в «чистую» зону нужно совершить целый ритуал.

«На весу надеваем на одну ногу чистую бахилу, — демонстрирует начальник цеха. — Перекидываем ногу за красную линию, то же самое проделываем со второй ногой».

Затем всем предлагают пройти в общую раздевалку, здесь необходимо оставить обувь и переобуться в резиновые тапочки. Далее мужчины отправляются в мужскую раздевалку, а дамы – в женскую. В раздевалке стоят ряды металлических шкафчиков, в которых работницы могут оставить свои личные вещи, здесь же необходимо вымыть руки до локтей с мылом и переодеться. Нам выдают одноразовые шапочки и халаты. Девушки с маникюром надевают резиновые перчатки, чтобы избежать контакта лака и блесток с лекарствами. С собой берем только необходимое оборудование: видео- и фотокамеры, диктофоны и микрофоны. Вся техника обрабатывается специальными антисептическими салфетками.

Под контролем специалистов и «умных» машин

Пройдя по длинным коридорам, попадаем на участок фасовки и упаковки таблеток. Через грузовой лифт со склада сырья и материалов сюда поднимается упаковочный материал, здесь происходит его растаривание. Те материалы, которые ожидают своей очереди для следующей смены, помещаются в склад хранения, а те, что необходимы для текущей работы помещаются в отделение фасовки и упаковки.

В помещении находятся две фасовочные машины итальянского производства, на которых упаковываются различные лекарства. Есть на предприятии и линия для упаковки конкретного препарата, так называемое, оборудование для монопрепарата.

Помещение фасовки разбито на три зоны, две из которых находятся за стеклом. Это зоны работы с открытыми таблетками. Работницы в спецодежде и с масками на лицах ведрами засыпают таблетки в конвейер. Линия упаковки полностью автоматизирована, всю работу выполняет «умная» машина. Таблетки упаковываются в вакуумные блистеры, которые заклеиваются фольгой. Фасовка крупных таблеток осуществляется порядка 120 блистеров в минуту. Мелкие таблетки фасуются по 200-220 блистеров в минуту. Машина способна определить негерметичную, помятую упаковку, упаковку, которая не проходит по весу. Такая продукция моментально снимается с конвейера. Далее блистеры попадают в зону, где они вместе с инструкцией укладываются в коробочки. Затем в работу вновь вступают люди. Фасовщицы снимают с конвейера коробочки с готовыми таблетками, фасуют их по большим коробкам, которые оклеиваются скотчем с фирменной печатью.

«Наш цех по производству таблетированных препаратов производит препараты из разных фармацевтических групп. Сейчас вы видите линию упаковки обезболивающего препарата Next. Так как сейчас сезон заболеваний ОРВИ, у нас увеличены объемы производства таких препаратов как «Арбидол» и «Амиксин». Точное количество наименований лекарств, которые производятся в нашем цехе, назвать не могу, так как многие из них находятся на стадии разработки и внедрения. В ближайший год планируется запустить две-три линейки новых препаратов», — делится с журналистами ведущий технолог цеха Антон Добрыгин.

После фасовки лекарственные средства попадают на карантинный склад готовой продукции.

«Мастер контроля качества производит приемку продукции, — рассказывает начальник цеха. — В зависимости от объема серии по специальной формуле специалист вскрывает определенные коробки, извлекает конкретное число коробочек с препаратом, вскрывает их и проводит визуальный осмотр. Далее вскрытые коробочки отправляются в лабораторию контроля качества, где таблетки проходят полный физико-химический и микробиологический контроль. Через пять дней на продукцию выдается паспорт качества готовой продукции».

После получения паспорта качества из карантинного склада продукция на грузовом лифте спускается в склад хранения готовой продукции, откуда она попадает… Нет, не в аптеки города.

«У холдинга, в который входит наше предприятие, существует единая сеть логистики, поэтому лекарства со всех предприятий сначала поступают на один склад в городе Долгопрудный, затем препараты поступают на оптовые фармацевтические склады и только потом в розничную сеть. Это не логично и получается очень затратно по транспортным расходам, но на данный момент логистика такова», — сетует ведущий технолог.

Теперь становится понятно, почему таблетки местного производства стоят столько же сколько и импортные, ведь сначала их увозят в далекий подмосковный Долгопрудный, а затем окольными путями вновь возвращают в родной Томск.

Наша экскурсия подходит к концу, и мы вновь переходим красную черту.

Каким препаратам доверять – импортным или отечественным — каждый решает сам. Но лучше, дорогие читатели, ведите здоровый образ жизни, занимайтесь спортом, чаще гуляйте на свежем воздухе и не болейте.

Валенитна Бейкова. Фото автора

Выездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптекиВыездная проверка: как таблетки попадают в аптеки