Власти не раз обещали, что через несколько лет, после окончания кризиса и стабилизации ситуации на рынках, часть активов будет продана, и государство не станет конкурировать с частным бизнесом.
"Присутствие государства в экономике значительно. Мы оцениваем госдолю в ВВП порядка 45-50%", — отметил Клепач в интервью РИА Новости, уточнив при этом, что речь идет о всех формах участия, в том числе о госкорпорациях, долях государства в крупнейших компаниях — "Газпроме", "Роснефти", "Сбербанке", ВТБ и других.
Для сравнения: в среднем в мире присутствие государства в экономике составляет около 30 процентов.
С момента обострения кризиса в России осенью 2008 года государство начало активно распространять свое влияние на экономику, напоминает «Lenta.ru». В частности, на поддержание финансовой системы в декабре прошлого года были зарезервированы около девяти триллионов рублей. Эксперты сразу заявили, что государственная финансовая поддержка может привести к «переделу банковской системы в пользу друзей государства».
Агентство по страхованию вкладов также получило право санации наиболее пострадавших от кризиса банков. Кроме того, был разработан список системообразующих предприятий, которые должны были в первую очередь получать антикризисные кредиты правительства в обмен на более жесткое госрегулирование деятельности.
В начале весны 2009 года правительство обнародовало антикризисный план — реестр мероприятий, которые власти намерены предпринять для поддержания экономики страны в условиях кризиса. В апреле документ был доработан.
В его рамках предполагалось потратить три триллиона рублей, из которых 1,6 триллиона — государственные средства. 19 июня премьер-министр Владимир Путин подписал обновленный антикризисный план. Тем не менее, как показывают опросы ВЦИОМа, россияне все еще плохо осведомлены об антикризисной программе. Кроме того, растет число недовольных политикой правительства по противодействию кризису.
Западные специалисты, комментируя антикризисный план, подчеркивают: дальнейшее укрепление позиций государства в банковском секторе может ослабить рыночные механизмы, система может фактически стать командной, что означает бюрократию и коррупцию. Антикризисные меры должны быть комплексными, настаивает Financial Times. Все вливания в банковский сектор окажутся тщетными без соответствующей макроэкономической политики по борьбе с инфляцией, ныне составляющей 13%.