Источник фото: Валентина Половникова/Tomsk.ru
Авторские материалы

«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»

15:25 / 23.12.16
12910
Мы в социальных сетях:

Под конец 2016 года на весь Томск — да что там, на всю страну — стала известной обычная продавщица Центрального рынка Елена Федорова. Улыбчивая работница торговли попала в объектив телекамер программы «Магаззино», которая приезжала с проверкой по торговым точкам нашего города. Ведущий «Магаззино» Александр Молочко, пообщавшись с Еленой, выбрал ее для участия в конкурсе «Мадам Магаззино». Поездка на Мальдивы и годовой размер зарплаты — такие призы могла бы получить томичка, одержав победу. Этого не случилось, хотя Елена за считаные дни попала в первую пятерку среди 239-ти участниц, многие из которых начали свой путь в этом конкурсе намного раньше нее. Как ей живется и работается после того, как стала «звездой экрана», ну и вообще — о себе, своей счастливой дружной семье и нелегкой, но любимой работе рассказала Елена Федорова собкорам Tomsk.ru.

Родилась я в Молдавии. Там закончила школу, потом медицинский. Направили меня в Томск. Здесь я работала в клиниках мединститута на Савиных. А две мои родные тети — сестры моего отца — уже тогда работали «на мясе». У них я и жила в Томске, они меня обували, одевали, обо мне заботились. Вот в 2001 году пошла я как-то в отпуск и пришла посмотреть, что мои тети на работе делают, а потом и помогать взялась. Ну и подзаработать, конечно, хотелось за время отпуска, потому что медики в те времена столько не зарабатывали, сколько сейчас, — зарплата у меня была 450 рублей. После отпуска я уволилась из мединститута и пошла работать вместе с тетями. В те времена многие уходили в торговлю, чтобы выжить. Сперва было как-то неудобно. Да и не знала многого: как мясо должно быть нарублено, как его разложить… А теперь уже что — привыкла, столько лет на рынке работаю.

— Сейчас-то вы мастер уже, да?

— Стараюсь — чтобы людям нравилась моя работа. Приятно, когда человек приходит на рынок и ищет именно тебя, твой прилавок. В такие минуты гордость берет.

«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»

— А вы передачу «Магаззино» смотрели раньше?

— Нет, не смотрела. Видела только ту, где девушка проверяет столовые, гостиницы всякие — чтобы идеально все было. Как ее? «Ревизорро», да. Вот это я смотрела. А что к нам на рынок когда-нибудь такая проверка придет — об этом я даже не думала.

— Вы вообще не знали, что в Томск приехала съемочная группа «Магаззино»? И по рынку не шли слухи — вот, мол, говорят, к нам придут?

— Нет, что вы, никто ничего не знал про это. Обычный день был. И для нас было шоком, когда мы увидели, что приехало телевидение с проверкой. Но я не испугалась, нет. Только подумала: наконец-то и до нас дошли. Ну и пусть проверяют! У нас по мясу все хорошо. Мы всегда стараемся брать свежее, хорошее. Ради этого иной раз в четыре-пять утра встаешь. Потому что надо к шести утра приехать закупать мясо, когда оно парное еще, сразу после забоя. Я не люблю, когда продают мясо залежалое, которому три-четыре дня уже. Вот парное — на него даже посмотреть приятно, душа радуется. Ну, потом надо встать в очередь к грузчикам — их всего три человека на весь рынок —чтобы они туши занесли. Потом надо отвезти мясо на клеймежку. Заплатить за нее, за каждую тушу 230 рублей выходит. Потом ветеринарам надо мясо дать на проверку — чтобы проверили ливер, головы, мякоть. Каждую тушу, каждый кусочек они проверяют, чтобы было все хорошее. Потом грузчики начинают разрубать туши. Тут нужен контроль — чтобы каждый кусочек был красивым, а не так, что где-то одна кость, а где-то — одно мясо. В общем, много дел с утра. Так-то все это в одном месте происходит практически, все рядом. Быстро было бы, будь я одна. Но рынок-то вон какой огромный, предпринимателей и продавцов очень много. Ну, а часам к восьми-девяти нам уже надо начать торговлю.

Какая выручка за день выходит? Вот для победительницы конкурса «Мадам Магаззино» одним из призов должен был стать годовой размер зарплаты. Это сколько бы денег вы могли получить?

— Сложно сказать. Выручка день на день не приходится. Иногда и в минус работаешь, если учесть всякие налоги и отчисления, а иногда — нормально, и тысячу, и даже две тысячи за день выручишь.

— Заканчивается у вас рабочий день во сколько?

— В шесть вечера. Но это для покупателей. Мы в такое время, конечно, не расходимся по домам. Моем ножи, прилавки. Помимо того, что у нас уборщицы это делают, мы тоже этим занимаемся. Сперва мы, потом уже уборщицы после нас проходят. Дома оказываюсь только часам к девяти вечера, потому что пробки большие. Приехав, стараюсь приготовить еду на весь следующий день. И — спать. Правда, выспаться редко удается. Не только из-за того, что вставать рано нужно. У меня, как, наверное, у всякого продавца, кто работает «на мясе», руки сильно болят. Это физически тяжелая работа. Вот проснешься часа в два-три ночи от того, что руки ноют, растираешь их, массируешь… Потом, глядишь, заснешь, а уже и на работу собираться пора.  

«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»

— Когда Александр Молочко выбрал вас для участия в конкурсе «Мадам Магаззино», как вы, обрадовались?

— Вы знаете, это было все так быстро и неожиданно. Подошел, что-то начал спрашивать: про мясо, про то, про се… Потом говорит: «А можете спеть?». Ну а почему не обрадовать человека? Петь мы с коллегами-приятельницами умеем. И я говорю: «А давайте споем песню, которую моя баба Аня пела». Она пару лет назад умерла, 92 года ей было. Это бабушка моего мужа так-то, но и для меня она — бабуля, как родная была. Мы к ней часто приезжали. И всегда, когда мы в дом входили, она пела вот эту песню.

А потом он говорит: вот такой-то конкурс будет, станете там участвовать… А мы ж откуда про это все знаем? В интернет мы не заходим. У большинства людей телефоны с интернетом, а у нас нет таких — они у нас всех обычные, только чтобы звонить. Это потому что для нашей работы такие удобнее — лучше слышимость у них. У нас же шум постоянно стоит на рынке, а надо телефон услышать — вдруг какой-то постоянный покупатель позвонит мясо заказать. Так что по поводу интернета — тут мы отсталые маленько, наверное.

— То есть вы не следили за ходом голосования?

— Нет, что вы. Я о нем вообще узнала только за два дня до окончания конкурса. И то благодаря моей «племяшке». Вообще-то, она моя двоюродная сестра, но я ее племяшкой зову — потому что она маленькая еще, ей всего 20 лет. Вот она рассказала: ой, тетя Лена, тебя по интернету показывают! И вот она тогда давай всем рассказывать, чтобы голосовали. Ну и за два дня прибавилось голосов. Может, если бы мы раньше об этом узнали, по-другому бы все закончилось. Но ничего страшного.

— Когда все же узнали о конкурсе, вот в эти два дня была мечта — вдруг выиграю?

— Конечно, всегда в глубине души что-то такое есть… Но я всегда говорю, что бесплатный сыр — только в мышеловке, и то — второй кусок. Пока сам чего-то не добьешься, у тебя этого не будет.

— Ну а если бы все-таки выиграли? Вот там поездку на Мальдивы обещали — поехали бы туда отдохнуть?

— Да я в такие обещания не верю никогда. Такой вот я человек. 

— А где эти Мальдивы находятся, вы знаете?

— Нет, понятия не имею. Ну, море там, наверное.

— Вообще вы за границей отдыхали хоть раз?

— А вот теперь Молдавия, родина моя, стала заграницей. Я туда каждый год езжу. Там мои старенькие родители живут. Перевезти их к нам не получается — у мамы плохое здоровье, она даже в кому впадала. Все обошлось, слава богу, но в такую долгую дорогу ей нельзя отправляться. Про поездку куда-то на отдых — у меня вообще нет возможности бросить все и куда-то вот поехать. У меня же семья. Есть муж и сын. Сын женат уже, у него две дочки — внученьки мои. Он со своей семьей живет отдельно, но они часто приезжают к нам.

Кроме родителей в Молдавии, есть еще одни родители — в Кожевниково живут. Это свекр со свекровью, но они мне как вторые родители. Я не считаю их свекрами. Это тоже — мои папа и мама, и они меня называют «доча». Мне вообще повезло с родными. И с сыном повезло. Хоть он мне и не родной, а от первого брака моего мужа — первая жена у него умерла. Когда я пришла в их семью, пареньку этому было лет 14, а сейчас ему 27. Он меня Леной называет, не мамой — я так хотела. Я считаю, почему он должен мне мама говорить — мама у него родная была. Но я знаю: то, что я говорю, для него важно. Ну а внуки, конечно, бабой меня называют.      

«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»

— После того, как конкурс закончился, покупатели стали узнавать вас в лицо?

— Да-да! Я уж смеюсь. Люди на рынок приходят на меня, как на памятник, посмотреть: «О, наша певунья!».

— Продажи-то у вас выросли?

— Многие люди приходят просто посмотреть на меня. Мясо-то у меня берут в основном постоянные покупатели. Но все же да — выросли продажи немного.

— А товарки ваши как, завидуют вам, поди?

— Ну, есть такое. Но отношения у нас не испортились, нет. У нас дружный коллектив, все помогаем друг другу — всякое же в жизни бывает. Мы ведь видимся каждый день, дома-то чуть-чуть времени проводим. Так что как одна семья уже стали. Такой зависти, чтобы кто-то говорил «вот, почему не меня выбрали», — нет такого.

Я вижу, вы вообще не расстроились, что не выиграли в этом конкурсе?

— Нет, нисколько. Я и не надеялась на какие-то призы. Все зависит от тебя самой. Моя мама говорит: как постелешь, так и будешь спать. Я в свой жизни держусь этой мудрости.

«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»«Мадам Магаззино» по-томски. «Тетя Лена, тебя в интернете показывают!»