Источник фото: Tomsk.ru, pixabay.com
Авторские материалы

«Право знать»: как не стать фигурантом уголовного дела из-за гаджета

20:00 / 19.03.19
3703
Мы в социальных сетях:

Еще из университетского курса теории государства и права каждый юрист знает, что право и закон выполняют две важных функции: регулятивная (регулирование общественных отношений путем закрепления правил поведения, написания законов) и охранительная (защита прав граждан, пресечение противоправного поведения). Идеальное право такое. Но законы пишут люди и, зачастую, последствия принятия того или иного закона сложно предугадать. Вот и со статьей 138.1 Уголовного кодекса что-то пошло не так…

На днях на портале Tomsk.ru было рассказано еще об одном случае, когда современный «гаджет» с возможностью скрытой видеозаписи стал причиной возбуждения уголовного дела против рядового гражданина. Почему же при существовании таких жестких мер ответственности, практически, в каждом магазине (не имеющим, кстати, специальной лицензии) можно спокойно купить видеорегистратор, смарт-часы, диктофон? Или это какие-то особые устройства? Как, приходя на почту за очередной посылкой со всемирно известной азиатской торговой площадки, не встретить там поджидающий вас наряд полиции? Что же все-таки можно покупать-продавать, а что нельзя?

Статья 138.1 введена в Уголовный кодекс довольно давно: поправками от 2011 года. Называется она «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенный для негласного получения информации». Давайте разбираться, что же такое «специальные технические средства» и что такое их «незаконный оборот». 

Что является специальным техническим средством для негласного получения информации?

Уголовный кодекс не содержит легального определения этого понятия. Раскрывается оно в специальном акте, разработанном задолго до «нашествия гаджетов» — Постановлении Правительства РФ от 10.03.2000г. № 214. Данный акт закрепляет перечень таких технических средств, ввоз и вывоз из России которых подлежит лицензированию. Весьма странным и нелогичным мне представляется тот факт, что перечень был разработан на 11 лет раньше введения в УК РФ ст. 138.1: во-первых, он весьма расплывчато определяет такие технические средства, во-вторых, статья не имеет однозначной отсылки к этому перечню, в-третьих, прогресс в этой области движется семимильными шагами.

Но поскольку полиция и суды весьма активно применяют в своей работе указанный перечень, сделать выдержки из него необходимо. Акцентирую внимание, что перечень значительно шире, в таблицу включены лишь те средства, которыми могут быть признаны многие из популярных и свободно обращающихся «гаджетов». Если хотите изучить вопрос более глубоко, то каждой группе технических средств соответствует определенный номер из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но наименования товаров имеют широкие формулировки и трактоваться могут достаточно свободно. 

Томск.ру право знать инфографика

Итак, очевидно, что и закамуфлированные скрытые камеры, и различные «шпионские» игрушки, и даже детские смарт-часы с функцией «обратного звонка» легко могут быть отнесены к техническим средствам негласного получения информации. Неужели все выбросить? А если мой оборот этих средств законен? А если и не оборот вовсе? 

Что понимается под незаконным оборотом таких технических средств?

Объективной стороной рассматриваемого состава преступления являются три возможных действия со специальными техническими средствами, определений которых  закон не содержит, вот как расшифровывает их комментарий к Уголовному кодексу:

производство промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др.;

приобретение любая форма завладения ими;

сбыт передача предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п.

Важный элемент состава преступления — это незаконность таких действий, то есть нарушение установленного законом порядка их совершения, а порядок прописан в этих актах: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение «О лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Таким нарушением является отсутствие лицензии и/или недопустимые цели использования технических средств (не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности).

Какова ответственность?

За рассматриваемое преступление предусмотрен общий возраст уголовной ответственности — с 16 лет. При доказанности состава преступления возможны такие меры ответственности как:

— штраф до 200 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

— принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— ограничение свободы на срок до четырех лет;

— лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Очевидно, что меры ответственности достаточно строги и серьезны, возможные последствия сложно сопоставить с полученным удовольствием от «игр в шпионов». А все потому, что объектами посягательства в этом случае являются важнейшие конституционные ценности человека, такие как неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и другие.  А с «отслеживаемыми» детками еще интереснее. В условиях, порой, возникающих перекосов ювенальной юстиции не будет ничего удивительного, если беспокойным родителям вменят нарушение ст. 16 Конвенции о правах ребенка. В ней сказано, что «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции». Детки сейчас взрослеют рано, так что главное — не проспать момент и вовремя снять с ребенка часы с функцией «прослушки»: до того, как ребенок найдет и осмыслит эту информацию. 

Разум когда-нибудь победит?

Помните резонансное «дело фермера», который купил прибор для отслеживания местонахождения своих домашних животных и чуть не угодил за решетку? После того, как эта ситуация стала объектом внимания президента, российские правоприменители зашевелились… 25 декабря 2018 года вышло Постановление Пленума Верховного суда, направленное на защиту рядовых пользователей благами технического прогресса.  В указанном акте акцентируется внимание на том, что для привлечения к ответственности по ст. 138.1 УК РФ необходимо с особой тщательностью выяснять, на что был направлен умысел лица, купившего/продавшего запрещенное техническое средство. Такие цели как «обеспечение личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными» полностью оправдывают человека. Безусловно, это разъяснение играет важную роль для правильной квалификации действий граждан, но доказать субъективную сторону состава преступления (а по сути, прочитать мысли человека) — это самая непростая задача.

Ну что, вы еще не передумали получать вашу посылку? А продавать б/у-шные гаджеты? А бросить свои «кулибинские» развлечения не желаете? Внимательно оцените технические свойства и характеристики своих умных устройств, уберите провокационные картинки и фразы из вашего объявления о продаже на соответствующем сайте, а то ведь в России живем…

Юлия Легкобитова