Сегодня, 6 апреля, в Томске прошел митинг «Томичи за достойный транспорт». На 14:00 явка составила более 50 человек, через полчаса количество митингующих, по предварительной оценке организаторов, выросло до 200 человек. Организаторы митинга  участники сообщества «Умный транспорт Томска». Спецкор Tomsk.ru побывал на месте событий и рассказал, как томичи обсуждали самый "наболевший" вопрос. 

На одной площадке собрались представители сразу нескольких партий: КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко». По периметру митинга были размещены информационные кубы, а также стол с канцелярией, куда организаторы призывали пройти участников и на месте "проявить фантазию": нарисовать плакаты с картинками, написать лозунги. На митинге по очереди выступали эксперты, партийцы, а также участники транспортной системы.

«Транспортная проблема  — это вопрос, который касается всех жителей. Я пришел посмотреть, насколько мое понимание проблем соотносится с проблемами других томичей. Я посмотрел резолюцию, там прекрасная научно обоснованная программа. <...>  Если власть проявит желание и откликнется, то все может быть»  — рассказал нам Виктор, участник митинга.

Первым в выступлении взял слово общественник Алексей Козявкин, один из главных организаторов пикета: 

«Мы хотим жить в городе, который комфортен и удобен для жизни. А транспорт является одним из краеугольных камней того, как мы вообще себя ощущаем в этом городе. <...> Транспорт мне интересен, я изучаю его уже несколько лет. Чем глубже я погружаюсь в тему, тем больше понимаю, что в Томске нет никакой транспортной политики. Есть некий набор бессвязных и хаотичных действий, которые больше всего  напоминают не поддействия какого-то разума, а запоздалую реакцию на внешнего раздражителя. <....> Одним из требований этого митинга является просьба к администрации дать качественную оценку текущей ситуации. Та оценка, которую мы сделали сами, и с которой вы можете ознакомиться на наших информационных стендах — она крайне тревожная. И, если дела пойдут таким же образом ближайшие несколько лет, то ничего хорошего нас, собственно, не ждет».

После выступления Козявкин лично побеседовал с нашим корреспондентом и высказался по вопросам взаимодействия администрации и горожан в вопросах транспортной системы: 

«Хочется, чтобы была организована некая площадка для вовлечения жителей. То, что сейчас происходит — это никаким вовлечением назвать нельзя, это попытка имитации сбора обратной связи, которая вряд ли на что-то повлияет. Потому что те 700 предложений (на текущий момент от томичей поступило около 700 предложений по модернизации существующей маршрутной сети, как сообщил департамент городского хозяйства.- прим.ред.), они все противоположные и если будут реализованы, то через месяц мы получим еще 700 предложений от тех людей, которых затронет новая редакция изменения маршрутной сети. <...> Мы отправили приглашение [на митинг] городской администрации, в областную администрацию, но, к сожалению, ответа  не получили»

Не осталась без внимания и проблема трамвайно-троллейбусных сетей. О ней рассказал один из организаторов митинга, Иван Птухин: 

«Проблема недофинансирования привела к тому, что пути находятся в ужасном состоянии. Износ путей более 80 процентов по всей их протяженности. На многих участках балласт требует замены, потому что производился более 30 лет назад, и на этих же участках ТТУ ограничивает скорость движения трамваев. То есть трамвай у нас плохой не потому что он старый, а именно из-за того, что у нас в очень плохом состоянии находятся трамвайные пути на сегодняшний день»

Помимо общественников и партийцев слово взял и водитель автобуса из ООО «ТомскАвтоТранс» Александр. Он поделился собственным опытом передвижения в городе, отметив, что важно менять не маршрутную сеть, а всю систему работы общественного транспорта. Своим видением проблемы организации городского транспорта для маломобильных граждан также поделился эксперт по доступной среде Андрей Виноградов, он обозначил ситуацию, с которой сталкивается постоянно: отсутствие в городских автобусах обеспечения перевозки инвалидов-колясочников. На данный момент, по словам Андрея, данная категория граждан может передвигаться, практически, только на троллейбусах. Спикер выразил опасение, что если уберут троллейбусы, то маломобильным группам томичей будет в разы сложнее попасть в город на общественном транспорте. 

Проблему условий межобластных перевозок обозначила на митинге Наталья Барышникова, руководитель фракции КПРФ в областной думе:

«Ситуация с транспортной доступностью в Томске и в области абсурдная и позорная. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать, какие будут проблемы когда с каждым годом увеличивается количество транспорта в городе. Еще 10-15 лет назад уже было очевидно, что такая ситуация будет неизбежна. Но в кабинетах власти предпочитают обвинять оппозицию в популизме, в Госдуме, в большинстве, партии власти принимают совершенно идиотские законы вместо того, чтобы на местах принимать решения, которые позволят жить благополучно и комфортно».

Максим Шульгин, активист «Левого блока», поделился мнением, что на сегодняшний день существует непрозрачность в сфере доходов перевозчиков:  «Они всегда рассказывают, что растет бензин (цены — прим.ред.), нужно нанимать кондукторов, но они умалчивают о том, сколько они зарабатывают. Такой легальный теневой бизнес в Томске. <...>  Мы предлагаем, чтобы это была трехсторонняя беседа с участием пассажиров, властей и перевозчиков».

Последнее слово митингующих   это резолюция, где организаторы публично обозначили пункты, которые ждут реализации от всех сторон участников транспортного движения: 

«Участники митинга также отмечают, что реализация транспортной политики невозможнна без участия областной администрации и развития Томска как агломерационного центра, в связи с этим необходима интеграция городской и пригородной транспортной инфраструктуры в рамках единой системы. На основании изложенного митинга требуют у администрации Томска следующее:

1) Подготовить качественную оценку текущей ситуации в транспортной системе;

2) Предоставить выводы о текущем состоянии транспортной системы и о прогнозных значениях на 5-10 лет вперед;

3) Отложить принятие новой маршрутной сети, провести работу над ее разработкой в форме вовлечения пассажиров, перевозчиков, экспертов, представителей общественности и Администрации Томска и Томской области» 

На месте был Вячеслав Серов