Доцент отделения ядерно-топливного цикла Томского политехнического университета Лилия Леонова победила в III Всероссийском конкурсе молодых преподавателей вузов. Она заняла первое место в секции «Технические науки». Она провела в первый конкурсный день показательное занятие с элементами дискуссии для «студентов». Их заменили другие конкурсанты. Во второй день преподаватель выступила с мотивирующей научно-популярной лекцией в стиле TED.

Финальные мероприятия конкурса прошли на днях в МГУ и собрали 85 лучших преподавателей со всей страны. Изначально же на конкурс было подано 450 заявок из 58 регионов и более 160 вузов.

Лилия преподает и руководит образовательной программой в отделении ядерно-топливного цикла Инженерной школы ядерных технологий Томского политехнического университета. Она обучает специалистов, которые затем работают в атомной промышленности. При этом сфера ее научных интересов распространяется на химическую технологию редких и благородных металлов, проще говоря, технологию титана и золота.

Хотела общаться с умными людьми

Лилия Александровна всегда равнялась на своего дядю-предпринимателя, который с детства учил ее добиваться всего самостоятельно и идти к своей цели. Да и сейчас во многих вопросах он для нее авторитет. По наставлению дяди с 17 лет она занялась бизнесом. С первого курса Лилия имела несколько торговых точек по продаже канцелярии и газет с журналами. Занималась закупками, вела бухгалтерию, при необходимости – сама работала продавцом.

Страна осталась бы без лучшего преподавателя, но помог случай. После окончания университета с красным дипломом Лилия решила ненадолго остаться на кафедре, потому что задумывалась об аспирантуре. С первого же дня работы она влилась в академическую атмосферу, а через некоторое время ее включили в оргкомитет международной научной конференции.

«Нужно было общаться с самыми разными участниками, в том числе из-за границы. Мне так понравились все эти умные, эрудированные, творческие люди, что я захотела стать одной из них», — с улыбкой вспоминает педагог.

На той же конференции одна из преподавательниц предложила ей пойти к ней в аспирантуру. Так и решилась ее судьба.

В ТПУ Лилия Александровна ведёт инженерные дисциплины, читает материаловедение, занимается проектной деятельностью со студентами. Она вспоминает, как готовилась к своей первой лекции, придя на занятие к преподавателю, чей курс ей достался. Преподавательница подошла к кабинету и осторожно заглянула. Кто-то из студентов клевал носом, кто-то писал, без особого интереса к монотонной лекции. Молодому ученому стало обидно за безумно интересный предмет, и она захотела «реабилитировать» его в глазах молодежи.

С тех пор прошло девять лет. Студенты охотно приходят на занятия  Лилии Александровны из-за неординарного подхода к их проведению. Всех своих студентов за это время она помнит.

Рабочий день не заканчивается

Лилия Александровна активно общается со своим слушателям «Вконтакте» и в «Фейсбуке». Многие задания она поощряет их выполнять с использованием дистанционных образовательных технологий, в сети. Если считать мониторинг электронных курсов, переписки по почте, в соцсетях и мессенджерах, то рабочий день у нее не заканчивается никогда.

«Моя семья относится к этому с пониманием. Они знают, что преподавание – моя жизнь, и без него мне будет трудно. Поэтому порой забираю детей из садика и иду с ними на работу, особенно, если дело касается консультаций студентов перед конференцией или дипломом», — рассказывает преподаватель.

На лекции никто не опаздывает

Сегодня студентов можно разделить на замотивированных и заинтересованных и тех, кто просто пришел провести интересно и весело несколько лет на студенческой скамье. В своих курсах преподаватель старается, чтобы занятия были интересны и тем, и другим. К примеру, она устраивает дебаты. Студенты доказывают друг другу, какие материалы лучше. А еще на ее лекции почти никто не опаздывает, ведь тогда придется показать творческий номер. Принимаются даже с чувством рассказанные анекдоты. Иногда ребята даже опаздывают специально, чтобы выделиться. Однажды одна из студенток прочитала длинное стихотворение на немецком языке. А молодые люди из Казахстана спели гимн своей страны.

«Я стараюсь быть другом своим студентам. Я их очень люблю. Много работаю индивидуально, помогаю им понять, чего они хотят от специальности и своей дальнейшей профессии. Теперешние студенты гораздо больше замотивированы на учебу. Еще недавно они либо хотели заниматься наукой, либо все свободное время работали официантами. Сейчас ситуация изменилась, они соревнуются друг с другом в учебе и достижениях», — подытоживает преподаватель.

Не так давно Лилия Леонова выиграла грант Потанина на разработку в ТПУ магистерской программы «Золотая магистратура». Сейчас она горит ее созданием.

 

Если Вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.

Автор: Елена Чечнева