Дисклеймер: то, что вы прочтете далее — мнение автора, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.

Организация творческого процесса «ОткрытО» известна в Томске многим. Когда-то проект Дмитрия Гомзякова и Ольги Райх был своеобразной инициативой, в рамках которой артисты ставили необычные пьесы и проводили читки по материалам современных драматургов. Однако время прошло и теперь «ОткрытО» — это полноценная творческая сила, способная выдавать арт-перформансы на уровне столичных театров.

Вчера это было доказано с помощью постановки «Битва за Мосул». Минимум действия, максимум текста и огромное количества дискомфорта для зрителей: от стробоскопов и дым-машины до невозможности сесть во время спектакля. Никакого сюжета постановка не имела, это лишь набор сцен и лозунговых диалогов, которые преследовали одну-единственную цель — донести мысль о чудовищности такого человеческого проявления, как насилие.

Очень яростное пацифистское высказывание превратилось в самый настоящий хоррор о войне, о ее неотвратимости и беспощадности. На сцене можно было видеть лишь трех актрис, которые, в свойственной для Гомзякова несколько эклектичной манере, доносили до зрителя послание. Никакого насилия не было видно, оно не показывалось, но то как о нем говорили, заставляло чувствовать себя как минимум неуютно.

Можно подумать, что странный арт-перформанс — это не тот способ, которым можно рассказывать об ужасах войны и непринятии насилия, но это не совсем так. Ударить зрителя по голове можно было лишь подобным шокирующим способом, дезориентировав и вытолкнув из зоны комфорта светом и звуком и ужасающим своей реалистичностью текстом.

Уместно было и использование мультимедийных средств, заставляя спектакль балансировать между кино и театром, создавая для зрителей несколько процессов, за которыми можно следить параллельно.

«Битва за Мосул» в постановке Дмитрия Гомзякова — это очень актуальная и кричащая акция, в которой голос молодого поколения противится культу силы и классическому патриархальному строю, где мужчина — это крепкая и нерушимая скала, готовая в каждую минуту схватить автомат и положить свою голову за чужие интересы, испытывая при этом благодарность и гордость за случившееся. «Битва за Мосул» — это послание кондовым и устаревшим взглядам на мир, это критика политики государства по отношению к милитаризации общества и необдуманного желания воевать. При этом критика весьма откровенная и с какой-то стороны даже рискованная.

Однако это не манифест ради желания высказаться — это четкая позиция автора. Весь спектакль отыгрывают актрисы, женщины, устами которых и проговариваются все чудовищные и пугающие вещи, тем самым в очередной раз деконструируя патриархальный строй. Дмитрию удалось напомнить зрителям, что самые страшные ужасы создают не монстры под кроватями, не проклятые старые дома и призраки, а люди, взявшие в руки оружие.

Советовать ли всем посмотреть этот арт-перформанс? Скорее всего нет. Форма подачи может кому-то показаться вычурной или же претенциозной, лишь для привлечения внимания. Но если решите пойти, то будьте готовы к одному из самых необычных спектаклей в Томске. У «Битвы за Мосул» остается всего лишь два показа — 6 и 13 декабря.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях

Автор: Вячеслав Серов