С понедельника, 27 января, стартует набор в первые классы томских школ. Накануне мы пообщались со школьным психологом Олесей Михайловой. Эксперт рассказала, как меняются год от года будущие первоклассники.

Без картинок никуда

Каждый год ребятишки слишком увлечены гаджетами, поэтому у них помимо образного мышления хорошо развивается визуальная память. Это значит, что они лучше воспринимают информацию с иллюстрациями, когда на интерактивной доске или проекторе им показывают красочное подкрепление материала. Воспринимать на слух им очень сложно. Процент таких детей в последнее время сильно увеличился. Недостатком или признаком снижения интеллекта такую особенность точно не назовешь.

О детях с ОВЗ

Каждый год растет число детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Допустим, в прошлом году их было у меня 18 во всех начальных классах, а теперь уже 23. В основном у них задержка психического развития и речевые отставания. Причем у половины она связана не с родовой травмой, а с тем, что с ребенком просто не занимались дома. Неблагополучных семей у нас в обычной средней школе, к сожалению, достаточно много.

Быстрее соображают

Думаю, у нынешних первоклассников скорость мышления выше, чем раньше. Опять же, из-за доступности интернета они усваивают большое количество информации. Поэтому дети рано приспосабливаются «выхватывать» из этого потока главное для себя. Берут они, к сожалению или к счастью, лишь то, что им нравится. Другими словами, у них развито непроизвольное внимание. С произвольным — когда нужно сесть, настроиться и выполнить задание педагога — год от года у будущих первоклассников все больше проблем. Можно сказать, дети становятся все более любознательными, ведь им доступно множество информации.

Увеличился разбег в развитии

В целом можно сказать, что стремительно увеличивается разница между первоклассниками. С одной стороны, увеличивается количество детей из неблагополучных семей, которые перед первым классом не умеют даже читать, интересуются только компьютерными играми. С другой, благодаря возможностям интернета, ребятишки, с которыми занимаются, водят на развивающие занятия, приходят с более широким кругозором и познаниями об окружающем мире. Они готовы к восприятию нового.

Школьники становятся тревожнее

Интернет детям, конечно, стоит ограничивать. Психика ребенка еще слаба, не сформирована, и он не может воспринимать информацию критически, оценивать ее. Сейчас очень много деток с высокой тревожностью, страхами потому что у них есть доступ к тому, что в их возрасте видеть не стоит.

Совет родителям: не нужно запрещать пользоваться смартфоном

Несмотря на потенциальную опасность, полностью лишать интернета нельзя. Общее время в день я бы оставила на усмотрение родителей, но важно через полчаса делать перерыв. Ребятишки ведь могут увлекаться и забывать про еду. Мобильный должен стать бонусом: если быстро сделал уроки, помог маме и т.д. Молодые учителя у нас в школе периодически дают задание на уроке и учат искать ответ на него в поисковике. Такие меры лучше, чем запрет — у детей откладывается, что телефон нужен для дела.

Ранее мы рассказывали, что абсолютное большинство россиян — 73% — поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время школьных уроков. Таковы итоги опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Также обсуждалась идея — запретить школьникам иметь при себе гаджеты, стоящие дороже 5000 рублей. Предложение было передано министру просвещения России Ольге Васильевой.

Еще мы рассказывали об опасностях, подстерегающих слишком активных маленьких пользователей смартфонов.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях.

Автор: Елена Чечнева