Источник фото: Максим Зырянов/Tomsk.ru
Авторские материалы

«Когда мама была маленькой»: о процессе, психологии и родительском отдыхе в разговоре с Марфой Горвиц

18:05 / 25.09.20
10451

Небольшой разговор с куратором и идеологом проекта с Tomsk.ru

Мы в социальных сетях:

В Томском ТЮЗе активно продолжается проект «Когда мама быламаленькой», в которой в рамках необычного творческого процесса создаетсяодноименный спектакль, главные роли которого отданы детям. На этой неделестартовали полноценные репетиции, подготовка декораций и различные тренинги сдетьми и родителями. Теперь им предстоит работать с московским режиссеромМарфой Горвиц, которая и является главным идеологом и движущей силой проекта. Вбеседе с ней Tomsk.ru узнал,что ждет детей, почему такие проекты являются отличной терапией и для чегородителям рассказывать о своем детстве?

Что вообще происходит в проекте?

Мы делаем спектакль, основанный на воспоминаниях родителейоб их детстве. В спектакле участвуют дети, которые играют своих родителей.Основа — документальные истории. То есть родитель что-то вспоминает из своегодетства, а ребенок играет родителя от первого лица. Дальше наша постановочнаякоманда придумывает, как эти истории визуализировать. Все инструменты, которыеу нас есть — инструменты детского театра. У нас есть картон, нарисованныедекорации, монтажный стол, экран с элементами теневого театра, элементы живогомультика. У нас все своими руками, такой домашний театр. Мы хотим, чтобы дети побольшеузнали какие-то семейные предания, чтобы была глубинная проработка семейныхотношений.

Это же далеко не первый проект, который вы делаете в стране?

Да, мы уже делали этот проект в Красноярске, в рамкахкнижной ярмарки. Дважды реализовывали на детском уикенде «Золотой маски» вновом пространстве Театра Наций. И также у нас были разные выездные сессии.Дальше мы поедем в Норильск, а там посмотрим. Хочется, чтобы проект жил, еслибы он раза четыре был реализован в разных городах России — это было бы здорово.Мы бы считали, что наша миссия выполняется.

Вообще самая главная сложность в чем заключается? В том, что дети —непрофессиональные актеры?

Нет, это как раз плюс. Главная сложность в том, что мы,постановочная группа, получаем материал, драматургию, в первые дни встречи скомандой. Мы не можем ничего придумать заранее, но нам это и не нужно. Мыполучаем историю и, отталкиваясь от того, какие индивидуальности к нас пришли,какие истории, какие фактуры, все что мы имеем — из этого лепим. Дети могутбыть поющие, музыкальные или хореографичные. Мы работаем с теми, кто пришел. Унас нет кастинга, мы никого не отбираем. В этом смысле проект можно назватьсоциальным. Мы не преследуем высокохудожественные цели. Этот проект находитсяна пересечении психологии с театром. Если это получается еще и зрелищно, то мыочень радуемся.

И все-таки про детей. С ними работать легко или есть нелегкие моменты?

Это непросто, очень непросто. Но у проекта есть одно оченьхорошее качество — мы принципиально работаем с родителями. Если бы к намприходили только дети, была бы совсем другая история. Родители — это то связующеезвено, рычаг воздействия. Что не доделает ребенок, то доделает мама. У нас кучапомощников в виде родителей, и в этом хитрость того, как этот проект придуман.Родители — наши помощники.

На какой этап вышел проект?

Мы вчера приехали, познакомились. Сегодня будем знакомитьсяс историями. Начали делать декорации. У нас есть несколько элементов, которые вкаждом спектакле должны быть. Это практически методология, две частиповторяются — начало и конец. То есть это некая форма, каждый спектакльначинается с шествия мам. Поэтому перво-наперво родители с детьми идут вмастерскую, мамы ложатся в разных позах на картон, а ребята их обводят. Мамывспоминают свое детское платье, папы — детские шорты, а задача ребенка —нарисовать маму или папу в детском возрасте. Родители кайфуют. Вчера одна мамасказала: «Как здорово, что я могу сейчас рисовать, а не заниматься финансовымотчетом». Поэтому всем хорошо.

То есть в какой-то степени это еще и терапия?

Совершенно верно. Очень хотелось, чтобы это стало одной изсущественных задач проекта. Как говорит наш драматург Леша Житковский: «Мыприезжаем для того, чтобы в серых буднях устроить праздник».

Вообще, как была рождена первоначальная идея этого проекта? Что взятоза основу?

Наверное, вдохновением были мои собственные дети, которыелюбили чтобы я им рассказывала какие-то реальные истории из жизни. Им гораздоинтересней было то, что я рассказывала про себя. Так они понимали какую-тосвязь, что я тоже была маленькой, и любой экшн, который происходил со мной,безумно их занимал. Через этого они познавали то, что мама «живая», что онатоже была ребенком.

Уже работали с другими театрами?

Нет, мы еще ни разу не делали это на базе театра. У нас этопервый опыт, и это очень волнительно. Сейчас у нас есть время для более скрупулезныхрепетиций и какого-то отбора. Когда обычно мы это делаем, то особо выбирать неприходится. Сейчас мы можем попробовать что угодно. Это то, чего мы и хотели.Посмотрим, как получится в этот раз.


Спектакль «Когда мама была маленькой» разрабатывается в рамках объединённого проекта VI областного молодёжного фестиваля коротких спектаклей «Театр в кармане», проекта «Арт-лаборатории» Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».