Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Спектакль о встрече постмодерна с искренностью: каким получился «Дальше» от ТЮЗа?

21:04 / 08.05.21
6593

Рассказываем о новом проекте ТЮЗа

Мы в социальных сетях:

Развитие театра, ровно как и развитие общества вокруг нас — это вопрос далеко не самый эфемерный. Кто-то со всей силы бьется за классику в постановке и репертуарный театр, кто-то настойчиво двигает высокое искусство, исследует новые формы, перемешивая их со старым содержанием. А кто-то отправляет на свидание постмодерн и метамодерн, чтобы в итоге получился какой-то неописуемый опыт и буйство самой пронзительной искренности, названия которым подобрать сложно.

Таким стал новый спектакль/проект от Томского ТЮЗа под названием «Дальше». Во главе проекта режиссер Дмитрий Гомзяков, который успел отметиться в исследовании нового современного театра своими декадентскими, но бесконечно понятными «Чайкой» и «Портретом», где зрительские впечатления разделились на восторженные отзывы и недоуменный хейт и фрустрацию. И вот новый проект как будто напрашивался сам собой. В обществе повисло слишком много вопросов о том, а «что же будет дальше?», но провести рефлексию и даже малую толику терапии в попытках закрыть этот гештальт было некому.

У спектакля нет литературной основы, а в графе жанра значится «Опыт». И так оно и есть. По началу каждый из присутствующих не до конца понимает, что же его ждет в ближайшие два часа. С одной стороны, по-гомзяковски тревожная сцена, актеры в мрачных и миллитаристских комбинезонах, на фоне слышен не менее параноидальный эмбиент вперемешку с обрывками речи, а общее настроение ощущается как в прекрасной серии игр Rusty Lake, где безмятежность граничит с безумием, а апатия идет рука об руку с неизбежностью смерти и деградации.

И это ощущение ошибочно. По итогу зритель получает актеров, которые иной раз даже не скрывают своих настоящих эмоций, нарушая все классические правила и законы драматургии. Они могут улыбнуться друг другу, похлопать по плечу, что вводит зрителя в еще больший ступор, пока в голове не начинает происходить процесс. И тут становится ясно, что актеры рассказывают о самих себе, о своих страхах, опыте, планах на будущее и, конечно же, о желаниях. Все то, что только могло волновать конкретного человека в последние месяцы — все это на сцене: озвучено, сыграно, страхи преодолены, а несбывшиеся мечты ритуально пропущены через размельчитель бумаги.

Можно подумать: а зачем мне все это? Постороннему человеку? Неужели, это просто очередная творческая провокация, которая за собой ничего не несет? Наверное, кто-то имеет право считать и так, но на деле постановка собрана гораздо глубже и умнее, поэтому каждая фраза на бегущей строке — все это лишь ключи к нашему внутреннему миру, попытка понять: а что же волнует нас, и чего мы все хотим, как от своего, так и от общего будущего. Да, все это обернуто в очень экспериментальную и высокую художественную форму, но если бы незнакомые вам люди, пусть даже и актеры ТЮЗа, начали рассказывать что-то личное, открывая себя в привычных для всех условиях, то такого терапевтического эффекта точно не было бы.

Причем постановка настолько странная и в то же время простая, что зритель не успевает понять, где кончается игра, а где начинается рефлексия по увиденному, ведь в конце актеры присоединяются к зрителям и начинают говорить о том, чем для них был этот опыт. И в этом сила того процесса, о котором говорил Гомзяков, все это — непрекращающаяся работа над собой, попытка отрефлексировать прошлое и настроить себя на будущее, получая дозу приятной терапии от театра. Ведь что может быть приятней, чем найти единомышленников, о которых ранее даже и не думал.

Идти ли всем на «Дальше»? Думаю, что нет, особенно если вы настроены увидеть что-то, что имеет литературную основу и удалено от реальности и искренности. Если же вы начинаете чувствовать, что постмодернизм сдает свои позиции более честному и жадному до искренних людей метамодерну, то проверить свои внутренние ощущения можно запросто и в очень стильной обертке.