Источник фото: Источники указаны в материале
Томск. История

Запутанная история старинного моста в роще ТГУ: как появился, почему засыпан и куда делась речка под ним

18:01 / 19.05.21
22671

Готовя материал, мы выяснили, что есть две даты постройки железобетонного моста: 1907 и 1909 гг. Так, 1909 г. указан в ВикиТПУ

Мы в социальных сетях:

Всем привет! Продолжаем историю засыпанного мостика через речку Медичку в университетской роще.

В первой главе мы узнали: сначала мост был деревянный и типовой, а всего таких одинаковых мостов было три. И только на месте одного из них построили железобетонный мост. 

Сегодня мы разберёмся, в каком году построили железобетонный мост. Ибо с ними путаница. И расскажем, что архитектор и строитель моста — это разные люди. Строителя мы выяснили точно, а вот с архитектором не всё однозначно.

Часть 1. Железобетонный мост

Готовя материал, мы выяснили, что есть две даты постройки железобетонного моста: 1907 и 1909 гг. Так, 1909 г. указан в ВикиТПУ и статье «Мостик через речку Медичку». А про 1907 г. пишут историки О.В.Богданова и В.Г.Залесов.

 
Вверху: О.В.Богданова, «Гражданские инженеры — строители Томского Университета», страница 58. Внизу: В.Г.Залесов, «Архитекторы Томска (XIX — начало ХХ века)», стр. 59

Так 1907 или 1909? Это ошибка? Или есть исторические свидетельства с разными датами постройки? Тогда интересно, почему так произошло?

Мы провели целое расследование, дабы разобраться. Искали подлинный документ с датой постройки: чертёж, смету, акт приёмки строительной комиссией. И кое-что нашли, но неясность осталась. Дело было так.

 
Год фото неизвестен, но точно до 1917

Разбираемся, когда построили мостик

Мы впервые увидели 1907 год постройки мостика в книге В.Г.Залесова «Архитекторы Томска (XIX-начало ХХ века)». Внизу автор указал источник:

 
Фрагмент таблицы «Здания и сооружения Томского университета 1880-1917», стр. 59

Это книга «Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913)», — она подходит по датам. Но по ней мост построен в 1909 году!

 
«Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования, стр. 19

Скорее всего, Валерий Геннадьевич ошибся, обобщая данные. Так бывает. Он обработал несколько сотен источников информации. Ошибиться тут запросто.

Поэтому ищем дальше.

В Научной библиотеке ТГУ мы нашли расходы на постройку мостика в «Отчёте о состоянии Университета за 1910 год». Не 1907 и 1909! Эти отчёты в книгах «Известия Императорского Томского Универистета».

 
Лист 228, пункт 18 «Ремонтные работы», Раздел «Клиники»

Но в ней слишком маленькие суммы и фраза «окончательный расчёт» за устройство моста. Давайте разберём:

Подрядчик получил за мост 300 рублей в 1910 году. Хотя в 1918 году стоимость моста — 2539 рублей.

Архитектор же получил 8,47 руб. И это тоже малая часть от полного расчёта. Например, за аккумуляторную при электростанции клиник он получил 20 руб. Помещение-пристройка явно проще, чем арочная конструкция над оврагом.

 
Сверху слева остов будущей электростанции клиник. Там же и аккумуляторная. Сравните условия и сложность постройки с мостом в овраге

Допустим, это значит, что мост начали строить в 1909, а закончили в 1910. Поэтому рассчитывались этапами.

Но в Отчёте о состоянии Императорского Томского Университета за 1909 год нет расходов на постройку моста! Возможно они «сидят» в оплате архитектору за «технический надзор по постройкам в 1908 и 1909». Но вот кто бы знал?

«А вы точно всё хорошо посмотрели?». Можете перепроверить, отчёт за 1909 года в 38 книге «Известия Императорского Томского Университета», лист 932.

Мы же для верности пересмотрели вообще все отчёты. Про мост ни слова.

 
Из переписки с соавтором

Тогда мы начали отрабатывать следующую мысль — должно быть какое-то решение о сооружении моста. Обоснование необходимости постройки, решение выделить деньги на проект или на стройку. Любой факт бюрократии.

Такое решение могло быть в двух документах: «Журналы заседаний совета Императорского Томского Университета» и «Журналы заседаний правления Императорского Томского Университета». В них история жизни университета с основания и до 1917 года, явно что-то должно быть.

Журналов совета за 1909 год нет:

 
«Журналы совета Императорского Томского Университета по истории организации научных исследований в Томском университете (1888-1917), С.А.Некрылов

А вот с нужным Журналом правления нам повезло.

Просматривая Интернет, мы наткнулись на работу «День за днём, год за годом» профессора истории Н.М.Дмитриенко. И вот что она написала про 1909 год:

 

Источник о дате постройки внизу — это Журнал заседания правления Императорского Томского Университета от 30 апреля 1909 года. Именно правления! Осталось попросить его в Госархиве Томской области.

Через пару дней открываем и читаем:

«Мост через овраг около зданий факультетских клиник устроить на бутовом фундаменте, а трубу и крылья из железо-бетона, при чём устройство этого моста поручить крестьянину Прохорову за 1900 руб. с тем, чтобы все работы по постройке моста были закончены к 1-му августа с.г. (сего, 1909, года— автор)».

Вот оригинал документа. Прочитайте целиком, мы долго к нему шли:

Подведём итог

Главное

Мостик должны были построить к августу 1909 года за 1900 руб. Но в итоге он обошёлся в 2538,95 руб., а окончательно за него рассчитались в 1910 году.

О том, что его построили в 1907 г., исторических свидетельств мы не нашли. Скорее, Залесов опечатался, а Богданова на него сослалась. Ничего страшного.

Подробнее

Построили ли мост до 1 августа 1909 — неизвестно. Если да, то почему окончательно рассчитались в 1910 году? Да ещё и превысили смету.

Допустим, не хватило денег. Но 2539 руб. малая сумма в расходах на ремонт и стройку только по факультетским клиникам — 75 тыс.руб. в 1909 г. А ещё госпитальные, общежитие, главный. Уже под 200 тыс. Хотя, могли и экономить.

Возможно, выросли расходы во время стройки. Например, задержали поставку цемента, и бетон начали заливать в конце строительного сезона, когда похолодало. Тогда бетон пришлось греть. И работа, которая в тепло стоила 1 руб., в холод подорожала до 10.

Гадать можно долго.

Запомним — мостик построен в [1909] г.

Квадратные скобки обозначают предполагаемую дату. Так честнее.

Ну и логичный вопрос — а Крячков ли архитектор моста? Ибо в материалах, что мы посмотрели, нет прямых исторических свидетельств о его авторстве. Вот теперь о нём.

Год не известен, но точно после 1909 г. Здание позади — барак для заразных больных. Фото из Музея истории ТГУ

Часть 2. Архитектор и строитель моста

Архитектором мостика считается Андрей Крячков. Но мы не нашли ни проект моста ни другие прямые исторические свидетельства о его авторстве.

Думаем, его «назначили» архитектором по косвенным признакам. Скорее всего, потому что он был архитектором Императорского Томского Университета и отвечал за все его постройки.

Впервые мы об этом подумали, когда изучали материалы истории моста — точные свидетельства авторства Крячкова нам не встретились. Поэтому решили проверить эту мысль и вот что выяснили.

А ведь ещё был неизвестный скульптор, который изготовил декор. Фото поделился Роман Петрушин

Архитектор моста — [Андрей Дмитриевич Крячков]

В исследовательских работах о Крячкове нет точных данных, что он автор моста. Смотрите:

Деятельность Крячкова наиболее полно описана в двух книгах: В.Г.Залесов «Архитекторы Томска (XIX — начало ХХ века)» и C.Н.Баландин «Сибирский архитектор А.Д.Крячков». Исследователи в основном ссылаются на них.

В.Г.Залесов не указал источник, где указано, что Крячков — архитеткор мостика. А у Баландина про мост вообще ни слова. И это смутило. Ведь Сергей Николаевич посвятил работе и жизни Крячкова целую книгу.

Факт без источника. В.Г.Залесов «Архитекторы Томска (XIX — начало ХХ века»), стр. 143

В автобиографии сам Крячков не писал, что проектировал мост. Он даже не указал, что строил здания Университета, а лишь обобщённо отметил: «исполнял обязанности архитектора Западно-Сибирского учебного округа».

И в его личных делах нет списка работ. Такой, например, составил архитеткор Ф.Ф.Гут, когда поступал служить в Томский Технологический Институт.

Возможно, чертёж, эскиз или другой точный факт его авторства не сохранились. Так, на грандиозное Томское Женское Епархиальное училище есть всего 5 неполных чертежей и сводная смета. А тут маленький мостик.

Вдруг, искать уже нечего? И все исследователи до нас тоже ничего не нашли? Да и объём грядущих раскопок превращался в диссертацию.

Поэтому мы решили подвести черту под поиском:

Думаем, исследователи предположили его авторство

Когда нет точных свидетельств, исследователи предполагают архитектора косвенно. Например, архитектора В.Оржешко «назначили» автором 6 домов, хотя его проект есть лишь на один. Все дома схожи по стилю, поэтому так.

Крячкова же предположили по годам работы, а логика тут такая:

Он был архитектором Университета в 1905—1911 гг., и отвечал за строительство всех его сооружений. Мост строили в 1909—1910 гг., значит, Крячков его автор.

Теоретически он мог спроектировать мост.

А практически в эти же годы он ещё был архитектором Томского Технологического Института. Строил вторую очередь его зданий, и параллельно преподавал там архитектурное проектирование и рисование.

Крячков — снизу второй слева. Справа — кладка будущей пристройки крыльев Главного корпуса ТПУ, а сам корпус на заднем плане. Фонд Музея Истории ТПУ

Представляете занятость Крячкова? Архитектор двух крупнейших ВУЗов Томска, преподаватель, и.о. архитектора Западно-Сибирского учебного округа. А проектирование и строительство корпусов и общежития явно в приоритете.

Допустим, Крячков не проектировал мост.

Прямых свидетельств же пока нет. А раз у нас расследование, давайте разовьём эту мысль и определим, кто строил мостик. А там решим, кто его архитектор.

Строитель мостика — не Крячков

Вернёмся к документу о выборе строителя моста. В нём два важных момента: подрядчики-участники и подрядчик-победитель. Разберём их.

Подрядчики

В конкурсе участвовали господа Любинский и Векер. Это не разные подрядчики, как кажется из протокола, а учредители фирмы «Инженеры Ц.Ц.Любинский и Э.О.Векер». Они спецы по железобетону (далее — ж/б).

Господа спроектировали здание мукомольной мельницы для торгового дома «Кухтерин и Сыновья» в Томске. Построили здание углеподготовки Коксохима в Кемерово. Аптекарский мост через Ушайку тоже предлагали строить из ж/б.

Фрагмент объявления из книги «Город Томск. 1912»

Запомните главное:

Крячков выбирал строителя среди спецов, которые могли его и спроектировать и построить. И выбрал крестьянина Прохорова, а не польских инженеров.

Не удивляйтесь выбору! Сейчас расскажем пару моментов про участие крестьян в строительстве Томска. Они помогут понять, кто мог спроектировать мост.

Про крестьян-строителей мостов и бань

Чуть выше мы говорили про Аптекарский мост через Ушайку. Вот в конкурсе на его постройку с Любинским и Векером конкурировал крестьянин Сысолов. Он предлагал запроектировать и построить мост за 48 тыс.руб. или 65 млн. руб. на 2020 год. А своим представителем в торгах нанял инженера Барского.

Прочитайте о финансовых возможностях крестьянина Сысолова:

Крестьянин мог достать за неделю 4,5 млн. современных руб. Наличными! 
«Известия Томского городского общественного управления», № 29-30, 1913, журнал №223

А ещё в Томске жила крестьянка Анфиса Лопухова. Она в 1905 году наняла… Крячкова, чтобы он cпроектировал ей общественные бани. Вот такие:

Фрагмент главного фасада бани. Внизу подпись Крячкова. Источник — ГАТО

Крестьяне нанимали инженеров на проектирование и строительство и получали себе или сдавали заказчику полностью готовый объект.

Возвращаемся к строительству мостика

Подрядчик нужен, чтобы не работать самому. Опытный подрядчик сам составит проект, согласует его с заказчиком, построит объект и сдаст комиссии. Крячков выбирал строителя именно из таких.

Тогда Крячков мог не разрабатывать проект, а лишь сформулировать техническое задание на его постройку: «Стиль такой, декор сякой, ширина по дороге, длина по факту, вот эскиз, проект и смету согласуешь». Как вам мысль?

Тогда Прохоров сам начертит проект, согласует его с заказчиком и построит.

Богиня Гера: эскиз → проект → изделие. Арх. Константин Лыгин. Фот. Вероника Белецкая

Вот смотрите, на здании факультетских клиник есть чаша, и она появилась в 1908 году. А в 1909-1910 появился мостик с 4 чашами. Чаши разные, да. Но принцип декорирования чашами соблюдается.

Слева чаши на здании факультетских клиник с разных сторон. Справа — на мостике

Подытожим

Мост построил крестьянин Прохоров при Крячкове, как архитекторе Университета. Кто его автор — не знаем. Прямых свидетельств мы не нашли.

Возможно, Крячков выдал задание на постройку и согласовывал внешний вид. Учитывая свою занятость на двух стройках, он привлёк сильных подрядчиков. Тогда архитектор моста — безымянный проектировщик из конторы Прохорова.

А возможно Крячков действительно автор моста. Он сделал проект и уже его выставил на торги, чтобы выбрать строителя. Вдруг, нашёл время? Кто знает.

Поэтому честно — так: архитектор моста через речку Медичку [А.Д.Крячков].

А занудно и точно — так: железобетонный мост через овраг на клиническом участке университетской усадьбы построен крестьянином Прохоровым под надзором архитектора Университета Андрея Дмитриевича Крячкова.

Может это Прохоров со своим детищем? Или Крячков? Фонд Музея истории ТГУ

Да, и ещё кое-что. Крестьянин Прохоров выиграл «соревнования на устройство моста через овраг, проходящий по университетской усадьбе». Помните?

По всем свидетельствам мост именно через овраг. А где речка? Медичка, Еланка. Ведь её нет даже на старых картах.

Продолжение следует…

П.С. Когда материал уже был готов, мы наткнулись на статью о Крячкове «Сибирский зодчий» краеведа А.Герасимова. В ней факт, что проект на мост разработан в марте 1909 г. Уже не стали его проверять. Может, вы? 🙂

У этой истории есть первая глава. Читайте её!