Источник фото: Tomsk.ru; Фотоархив доцифровой эпохи 1604.ru
Интересное

«Дом, на котором можно прославиться»: как погибает одно из самых красивых зданий Татарской слободы

10:00 / 25.10.21
2298

Татарская слобода – один из районов, где сохранилась комплексная деревянная застройка эпохи «Великого Сибирского пути»

Мы в социальных сетях:

Татарская слобода – один из немногих районов, где сохранилась комплексная деревянная застройка Томска эпохи «Великого Сибирского пути». А улица Горького – бывшая Большая Королевская – одна из самых красивых и в то же время контрастных в этом районе: дворец Карим-бая соседствует с «тевтонскими замками» по-томски родом из 1990-х, столетние крепкие резные дома – с разваливающимися «скелетами» шедевров деревянного зодчества. И одна из самых главных трагедий улицы – дом под номером 30, который в эту зиму мы можем потерять. Подробнее – в специальном проекте Томск.ру.

Бум деревянного строительства в Томске произошел в конце XIX — начале XX века, и доминирующим типом в городской застройке того времени были доходные дома – двухэтажные (чаще всего) многоквартирники, сдававшиеся в аренду. Такими была застроена и Татарская слобода – район, находившийся на выезде (и въезде) на Московский тракт и развивший широкую инфраструктуру для «транзитных» гостей. 

По Московскому тракту – главной улице Татарской слободы — проезжали десятки тысяч ямщиков. Из Сибири по нему везли золото, пушнину, мёд, икру, кожу и металл. В Сибирь же везли чай, табак, шёлковые и атласные ткани. 

Про историю дома на ул.Горького, 30 (бывшая Большая королевская улица), практически ничего не известно. Но в списке домовладельцев 1908-го и 1915 года за этим номером дома указан Иксан Губайдулин. Найти про него информацию, к сожалению, не удалось – чем он занимался, когда именно построил здание… Будем отталкиваться от даты «конец XIX века», которая указана на табличке на доме, свидетельствующей о том, что объект подлежит государственной охране. На ней значится: «Объект культурного наследия регионального значения».

«Здание замечательно прежде всего своим архитектурным обликом, это памятник архитектуры, — говорит председатель комитета по сохранению исторического наследия Томска Никита Кирсанов. – Дом богато украшен растительным объёмным декором, который в какой-то степени является «фирменным знаком» томской деревянной архитектуры.  Вообще, растительный декор на деревянных домах  — замечательный пример влияния на традиционно-русскую традицию деревянного домостроения  мусульманской культуры, славящейся своей орнаментально-растительной вязью».

Что касается этого дома, то, по словам Кирсанова, он замечателен, с одной стороны, насыщенностью декором, а с другой — отсутствием ощущения его избытка.

«Это оттого, что он гармонично распределён по всей плоскости здания: вязь наличников оттенена геометрической обшивкой «ёлочкой», а потом опять переходит в накладную вязь на лопатках, прикрывающих угловые стыки сруба, — говорит он. — Это, а также характерная для Томска пропорциональность в решении фасадов делают его одним из самых красивых зданий Татарской слободы. В программе «Дом за рубль» это, я считаю, имиджевый объект. Дом, на котором можно прославиться, если восстановить его».

К сожалению, времени у дома осталось мало:

«В 2011 году к нам приезжали немцы из Технологического института  Карлсруэ и на этом доме демонстрировали методики так называемого неразрушающего обследования технического состояния деревянных зданий, — рассказывает Никита Кирсанов. — Он уже тогда расползался в разные стороны, но сами брёвна на тот момент были в очень хорошем состоянии, без гнили. То есть проблемы были не в состоянии дерева самом по себе, а в фундаменте и в ослаблении сруба из-за внутренних перепланировок. Сейчас, конечно, его состояние гораздо хуже. В 2015 году здание подпёрли, но это только небольшой выигрыш во времени, памятник нуждается в полной переборке. Боюсь, если в этом году не найдём инвестора, зима его добьёт».

Объект по ул. Горького,30, несколько лет назад вошел в программу «Дом за рубль», его несколько раз смотрели инвесторы, но пока никто не решился взять в аренду. Состояние – не ахти, площадь не очень большая (326 «квадратов»), прилегающий участок маленький.

Поскольку дом относится к объектам регионального наследия, существует особый порядок разработки ПСД и самого восстановления – их должны осуществлять организации, аттестованные Минкультом на работы с памятниками архитектуры. А это усложняет весь процесс.

«У нас есть инвесторы, которые «протоптали дорожку», первыми начав ремонтировать охраняемые памятники, – Александр Беликов и Алексей Будников (первый восстанавливает дом на Тверской,66, второй – на ул.Савиных,10а), — говорит Никита Кирсанов, — их опыт может быть полезен новому инвестору. В октябре по нему пройдут очередные торги».

Местные жители говорят: всё ценное с дома потихоньку растаскивается неизвестными. Например, на первом этаже уже сняты наличники. Когда мы фотографировали дом для проекта, то познакомились со Светланой и Василием, живущими через дорогу. Вся драма происходила на их глазах: в течение последних десяти лет дом на ул.Горького,30, разрушался, последней здесь жила многодетная семья в квартире из муниципального маневренного фонда. «Мы специально искали жилье в Татарской слободе – очень нравится район. Свою квартиру ждали 3-4 месяца. Наш дом в очень хорошем состоянии, у нас замечательные жильцы, вместе мы поддерживаем нашего «старичка» в достойном виде. А за «соседа» очень обидно – такой красавец! И – умирает».

Все выпуски можно найти здесь.